Деловая колбаса — была ли ДНК человека в продукции «Мортаделя»?
Лента новостей
ДНК человека в колбасе. Печатные и электронные СМИ вышли с шокирующими заголовками. Компания «Мортадель» говорит об информационном вбросе с целью ее дискредитации
Была ли ДНК? «Известия» и РЕН-ТВ говорят, что они ошиблись… В пятницу утром в некоторых печатных и электронных СМИ появились сообщения о том, что якобы Институт питания РАМН обнаружил в продукции компании «Мортадель» следы ДНК человека. Сообщение шокирующее. И оно, конечно, было тут же подхвачено соцсетями и некоторыми второстепенными изданиями в изначальном виде.
Однако публикации (либо в «Известиях», либо на РЕН-ТВ, а возможно, и в обоих СМИ) синхронно ссылались на некие анонимные источники. Компания-производитель говорит о целенаправленном информационном вбросе. Она уверена, что его источником является ретейлер «Дикси», с которым у «Мортаделя» идет долгая тяжба в антимонопольной службе и в суде.
Эльвира Агурбаш вице-президент компании «Мортадель» «Канал «РЕН ТВ», газета «Известия» распространили информацию о том, что якобы в нашей продукции обнаружена ДНК человека. Обычно потребитель, получив такую информацию, воспринимает это так, что якобы в колбасе обнаружили, извините, мясо человека. Мы позвонили в Институт питания и задали вопрос: каким образом такая информация оказалась у телевидения? Я запросила протокол исследования. Каким образом у нас взяли образцы? Мы также запросили Московскую ветеринарную службу сегодня взять пробы с нашей продукции. Мы судимся с одной крупной федеральной сетью, и 28 июля было заседание ФАС, где напротив меня сидел юрист этой компании, который на этом заседании махал нам листком и говорил о том, что в нашей продукции найдена ДНК человека. Когда ему сказали, что это очень серьезное обвинение, и спросили, готов ли он нести за это ответственность, он прекратил дебаты. Более того, сегодня мне позвонили из «Известий» и сообщили, что они сейчас готовят нам письмо, приносят свои извинения, от РЕН ТВ — то же самое. Будет все исправлено. Протокол оказался фальшивым. Сотрудник, не проверив никакую информацию, не связавшись ни с нами, ни с Институтом питания, сделал вброс этой информации. Институт питания прокомментировал уже официально, что он, в принципе, не проводит никаких экспертиз. Мы будем подавать иски на первоисточник, мы выясним, кто из них им явился — либо «Известия», либо РЕН ТВ. Сейчас юристы работают. Более того, мы хотим понять, что это за протокол? Мы запросили у компании «Дикси», так как у нас есть свидетели, которые слышали, что юрист компании «Дикси» утверждал, что в нашем продукте найдена ДНК человека. На что он только ссылался, делая такие заявления?»
В публикациях упоминалась экспертиза Института питания РАМН. Экспертиза была. Она проводилась Федеральным исследовательским центром питания, биотехнологиий и безопасности пищи, сообщил Business FM руководитель пресс-службы группы компаний «Дикси» Владимир Русанов. По требованию суда она может быть предоставлена.
Владимир Русанов руководитель пресс-службы группы компаний «Дикси» «Наша компания предоставила все необходимые документы, обосновывающие расторжение договора-поставки с данным контрагентом, исключительно только суду и ФАС, в том числе и акты, а также протоколы ряда экспертиз продукции этого поставщика, среди которых была и экспертиза с этими результатами, о которых идет речь. Это официальный документ, предоставленный Федеральным исследовательским центром питания, биотехнологий и безопасности пищи. Естественно, эти документы есть и у наших юристов».
Кроме разбирательства в ФАС, «Мортадель» судится с «Дикси» по поводу возврата более 47 млн рублей за «лжемаркетинг». Компания уверена, что в случае победы со схожими исками в суд могут обратиться и другие производители.
СМИ, опубликовавшие новость, в этой ситуации тоже рискуют более чем серьезно. Их могут обязать раскрыть изначальный источник информации, а если они не захотят или не смогут этого сделать, сумма к взысканию может оказаться очень значительной.
Федор Кравченко управляющий партнер Коллегии медиаюристов «У них есть возможность защищаться двумя способами. Первый — это утверждать, что они не распространяли порочащих сведений о компании «Мортадель», не писали, что она делает колбасу из человечины, что было бы, конечно, противозаконно. Наличие ДНК в колбасе может быть вызвано массой причин, в том числе не связанных с работой «Мортаделя». Но это направление защиты для СМИ выглядит не слишком перспективным, потому что наличие в колбасе каких-то посторонних включений, тем более подразумевающих попадание человеческого мяса или крови, конечно, в глазах потребителей сильно вредит производителю колбасы и способно вызвать для него большие убытки. Второе направление защиты для СМИ заключается в том, что эта информация, возможно, имела под собой какие-то основания. Например, основывалась на официальном заявлении должностного лица или на каких-либо документах пресс-служб. В том случае, если у СМИ защититься не получится, убытки, которые «Мортадель» взыщет в арбитражном суде, могут быть чрезвычайно большими. Спокойно относится арбитражный суд к десяткам миллионов рублей и реального ущерба, который может заключаться, например, в необходимости восстановить репутацию в глазах потребителя. Это новая рекламная кампания или независимые дорогостоящие исследования продукции «Мортадель», а также упущенная выгода, которая может выразиться в падении продаж. В целом, конечно, СМИ рискуют очень сильно, и подобную информацию мы рекомендуем всегда проверять дважды-трижды. В этом смысле иногда для СМИ даже опаснее написать про какую-то коммерческую организацию, чем про чиновников».
Публикация «Эксперты обнаружили ДНК человека в колбасе «Мортаделя», подписанная «Андрей Миленин», с сайта «Известий» уже удалена, но доступна в кэше…