Дело об обналичивании 11 млрд в «Мастер-Банке» закончилось амнистией
Лента новостей
Условные сроки и амнистия — так завершился процесс для 13 фигурантов громкого дела «обнальной площадки», которая действовала в «Мастер-Банке». Только за два года там «прокачали» 11 млрд рублей, а незаконный доход «теневых банкиров» составил более 24 млн
Удивительно мягким приговором завершилось одно из самых громких дел об «обнальной площадке», которая действовала в «Мастер-Банке». Замоскворецкий суд Москвы назначил условные сроки от полутора до четырех лет всем 13 участникам преступной группы, которая за два года успела обналичить 11 млрд и заработать на этом 24 млн рублей. При этом все фигуранты, включая бывшего вице-президента «Мастер-Банка» Евгения Рогачева, попали под амнистию. Тем самым они избавились от судимости и покинули зал суда с незапятнанной биографией.
Защитники фигурантов приговором суда остались довольны, они считают его гуманным. Адвокаты заявили, что в свое время следователи поймали лишь рядовых исполнителей низшего звена и попытались примерить на них роль организаторов обнальной площадки. Глава кредитного учреждения — бывший председатель правления обанкротившегося «Мастер-Банка» Борис Булочник — был заочно арестован в 2016 году и до сих пор числится в розыске по другому делу: о преднамеренном банкротстве кредитного учреждения.
По материалам генерала Сугробова
Судебный процесс над Евгением Рогачевым и 12 его соучастниками начался в ноябре прошлого года и занял несколько месяцев. За это время суд исследовал 200 томов уголовного дела. Оно было возбуждено еще в 2011 году Следственным управлением МВД по ЦАО по материалам Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД, которое в то время возглавлял осужденный впоследствии за фальсификацию материалов уголовных дел на 22 года колонии генерал Денис Сугробов. По некоторым данным, именно его ведомство претендовало на контроль за теневой деятельностью «Мастер-банка», однако не смогло поделить его с другой мощной структурой — ФСБ. Противостояние силовых ведомств вылилось в уголовное преследование самого Сугробова и зачистку в кругу его подчиненных, многие из которых сели вместе с ним на скамью подсудимых.
Позже дело об отмывании денег в «Мастер-банке» передали для расследования в Следственный департамент МВД, а его фигурантами стали 13 человек. Это бывший вице-президент «Мастер-Банка», начальник управления корпоративного бизнеса Евгений Рогачев, его подчиненные Игорь Бабичев и Андрей Орлов, а также бизнесмен из Нальчика Эльдар Кунашев, который, как считает следствие, помогал организовать преступную схему и находил клиентов. Часть фигурантов — Марина Воробьева, Наталья Камышникова, Ксения Евсеева, Владимир Кузнецов, Максим Пудов и Мурат Урусов — занимались тем, что за определенную плату собирали нужный пакет документов и регистрировали в налоговой в качестве индивидуальных предпринимателей граждан. На этих людей впоследствии в «Мастер-Банке» и открывались подконтрольные счета. Через них теневые банкиры прокачивали астрономические суммы. Всего, по данным СД МВД, с мая 2010 года по март 2012 года соучастники смогли обналичить денежные средства на сумму более 11 млрд рублей. За свои услуги организаторы незаконной схемы брали комиссию в размере 3-7% от сумм платежей, а незаконный доход, по версии обвинения, за два года составил более 24 млн рублей. Подсудимая Галина Штанько по просьбе Евгения Рогачева, не будучи сотрудником банка, контролировала движение денег на счетах «ипшников», а Рустам Карачаев и Тимур Арипшев занимались инкассацией наличности и доставляли ее клиентам.
Ненайденные миллионы
В ходе судебного процесса Евгений Рогачев полностью признал вину, его подчиненные Орлов и Бабичев ее отрицали, а остальные подсудимые согласились с обвинением лишь частично. Так, они утверждали, что не входили ни в какую в организованную группу, а лишь за небольшую плату делали то, что их просили. Эльдар Кунашев, которому следствие фактически отвело роль «правой руки» Евгения Рогачева, настаивал, что не был организатором преступной схемы, да и заработал он за два года всего 1 млн 200 тысяч рублей. Эту сумму он готов был вернуть в бюджет. По мнению его адвоката Андрея Сурова, роль одного из организаторов преступной группы его клиенту вменили лишь потому, что тот «не занял соглашательскую позицию» со следствием и три года вообще не давал никаких показаний. «В свое время мой подзащитный приехал в Москву для того, чтобы начать бизнес, чтобы найти деньги на лечение больного сына, — рассказал Business FM Суров. — Он пытался организовать фирму, которая бы занималась доставкой товаров народного потребления из Китая. Когда он ходил и обивал пороги банков в поисках кредитования, в «Мастер-Банке» он и познакомился с Рогачевым».
Кунашев год провел под домашним арестом, прежде чем его отпустили под подписку. Его защитник утверждает, что следствие по делу было проведено с многочисленным нарушениями, а извлеченный в результате незаконной схемы доход был в разы меньше. По словам Андрея Сурова, проведенная на следствии экспертиза была сделана неверно: захватили период, который фигурантам даже не вменялся. «Никто никаких денег, естественно, не нашел, а сами подсудимые заявили, что не видели этих миллионов», — добавил адвокат.
В ходе прений сторон прокурор просил признать всех подсудимых виновными в незаконной банковской деятельности, совершенной организованной группой с извлечением дохода в особо крупном размере (п «а» и «б» части 2-й статьи 172 УК РФ). Он запросил для фигурантов от двух до четырех с половиной лет лишения свободы условно со штрафами.
Гуманный приговор
Судья Елена Аверченко утомлять присутствующих чтением многостраничного приговора не стала, озвучив лишь вводную и резолютивную части. Она дала каждому в среднем на полгода меньше, чем просило обвинение — от полутора до четырех с половиной лет лишения свободы условно со штрафами от 100 до 500 тысяч рублей. Минимальное наказание в полтора года условного срока со штрафом в 100 тысяч рублей она назначила Максиму Пудову, а максимальное — в четыре года лишения свободы со штрафом в полмиллиона рублей — Евгению Рогачеву. Также на четыре года условно был осужден подсудимый Эльдар Кунашев, его штраф оставил 300 тысяч рублей. Однако, поскольку все фигуранты попали под амнистию, объявленную в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне, то суд освободил их как от основного, так и от дополнительного наказания и снял с них судимости.
Защитники назвали назначенный приговор гуманным и справедливым. Они не будут его обжаловать. Адвокат Евгения Рогачева Иван Сустин не мог скрыть радости. «Назначение Рогачеву и остальным фигурантам дела наказания, не связанного с лишением свободы, мы считаем справедливым, так как реальные бенефициары незаконной банковской деятельности — а именно бывшее руководство банка — скрываются от органов предварительного расследования. Это тот редкий случай, когда обошлось без назначения жестких сроков стрелочникам. Потому что из 13 подсудимых только трое были сотрудниками банка, а остальные имели опосредованное отношение и случайно попали в уголовное дело», — заявил Business FM защитник. Он добавил, что его клиент около десяти месяцев провел в СИЗО и пять лет находился под подпиской о невыезде. «Думаю, это достаточно. Суд учел данное обстоятельство», — добавил адвокат.
В свою очередь, Андрей Суров отметил, что никто из числа высшего звена руководства «Мастер-Банка» за исключением Рогачева в дело о незаконном «обналичивании» средств так и не попал: ни глава кредитного учреждения Борис Булочник, ни его настоящая «правая рука», член совета директоров Николай Резников. «В этом деле просто взяли и вырвали из песни слово, не указав никакой предыстории, хотя все разумные люди понимают, что так не бывает. Преступление серьезное, оно требовало серьезной подготовки, ресурсов и прочего, и не совершается на уровне только исполнителей. Но этого, естественно ни в обвинении, ни в приговоре нет», — заключил защитник.
«Мастер-Банк» был основан в 1992 году. Его возглавлял Борис Булочник, который вместе с членами семьи совокупно владел порядка 85% акций, оставшуюся долю делили Кирилл Гудзинский и Геннадий Белячков. Центробанк отозвал у «Мастер-Банка» лицензию в ноябре 2013 года. К тому времени он входил в первую сотню российских кредитных организаций по размеру активов и владел одной из крупнейших сетей банкоматов — свыше трех тысяч. Объем депозитов и счетов физических лиц «Мастер-Банка» оценивался почти 47 млрд рублей.