От госнаграды до уголовной статьи: правозащитница попала под суд за помощь украинским беженцам
Лента новостей
Татьяна Котляр зарегистрировала 176 человек в своей квартире в Обнинске, чтобы помочь им получить политическое убежище. Как отмечают юристы, законодательство в сфере регистрации беженцев не урегулировано
За помощь украинским беженцам калужская правозащитница попала под суд. Главу региональной организации «За права человека» Татьяну Котляр обвиняют в фиктивной постановке на учет 176-ти человек в ее трехкомнатной квартире в Обнинске. Парадокс в том, что ранее за помощь украинским беженцам ее наградили национальной премией и даже выдали президентский грант. Теперь за ту же помощь ей грозит штраф в размере 160 тысяч рублей и уголовная статья.
Сама подсудимая говорит, что местные миграционные власти не оставили беженцам выбора. Как принимающая сторона они не предоставили им адрес для регистрации. В итоге это сделала она, рассказала Татьяна Котляр:
— Принимаются статьи в Уголовный кодекс, которые криминализируют помощь людям, то есть хозяина жилья можно посадить на два года, можно оштрафовать на большую сумму за то, что он своего знакомого, у которого нет собственного жилья и регистрации, взял и зарегистрировал. Это начало действовать с начала 2014 года.
— То есть тогда, когда начали приезжать беженцы из Украины?
— Начался поток беженцев из Украины. Регистрировать должна принимающая сторона, грубо говоря, тот, кто его пригласил сюда. Но у беженцев нет принимающей стороны. Вот он приехал, у него нет денег, просто вынужден уехать от войны или от возможности преследований новой власти на Украине, и ему говорят: мы у вас не примем заявление-ходатайство на убежище, пока у вас не будет временной регистрации на территории Калужской области. А где ее взять? И люди стали обращаться ко мне, причем по 10, 20 человек в день приходили на прием. И если негде было зарегистрироваться, я их регистрировала в собственной квартире и продолжаю делать это до сих пор. Это называется — помощь людям. Я считаю, что регистрировать должно было государство, именно оно им дает временное убежище, то есть признает их беженцами, в конце концов, и убежище гражданам Украины, и упрощенное, ускоренное получение российского гражданства, как участникам госпрограммы, но не подумали, а где же, собственно, их будут регистрировать?
Татьяна Котляр говорит, что знала о том, что нарушает закон, но ей некуда больше направить переселенцев. Она надеется, что это судебное разбирательство вызовет резонанс и обратит внимание на несовершенство законодательства. По ее словам, договора найма жилья должно быть достаточно для регистрации.
Сейчас, по закону, регистрация возможна только по месту фактического проживания, и даже если власти предоставят формальный адрес, они нарушат закон, говорит уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Зельников:
— Формально закону РФ это противоречит, но, по существу, она действует как правозащитник. Решить проблему можно, если власти местные или региональные смогли бы организовать центр, где можно было бы регистрировать приезжих иностранцев, в том числе и беженцев с Украины. Об этом я, как уполномоченный, лет 10 говорю, все понимают, но дальше разговоров дело не идет. То есть изменений в законодательстве нет, поэтому в этой ситуации люди, приехавшие, условно говоря, на историческую родину, которые желали бы стать гражданами России, в том числе и русскоязычные, приезжающие из различных республик бывшего СССР, они оказываются в такой патовой ситуации. Поэтому Татьяна Михайловна решила на своем примере, рискуя получить уголовную статью, помочь этим иностранным гражданам, причем делает это она абсолютно безвозмездно. Я знаю это совершенно точно.
— Почему нельзя сделать такое место, куда мог бы прийти человек и просто не быть нелегалом?
— Все упирается в законодательство, которое говорит о том, что гражданин должен регистрироваться там, где он фактически проживает. Поэтому, если для регистрации, условно говоря, администрация предоставит какое-то место, допустим, здание администрации, то это нежилое помещение, а в нежилом помещении регистрировать по месту жительству нельзя, потому что регистрация именно по месту жительства, где гражданин проживает. Вот здесь такой тупик образовался.
Адвокат правозащитницы Илларион Васильев говорит, что его подопечную привлекают за фиктивную регистрацию беженцев уже не впервые. Первое дело завершилось в ноябре 2015 года: Татьяну Котляр суд признал виновной в фиктивных регистрациях и постановке на учет 12 иностранцев и назначили штраф в 150 тысяч рублей, но в связи с 70-летием Победы она была амнистирована.