Лидер «Шалтая-Болтая» получил два года колонии и возможность УДО
Лента новостей
Не более двух минут потребовалось Мосгорсуду, чтобы озвучить приговор лидеру хакерской группы «Шалтай-Болтай» Владимиру Аникееву. За взлом электронной почты шести известных чиновников и бизнесменов он получил два года колонии
Мосгорсуд приговорил к двум годам лишения свободы Владимира Аникеева — лидера хакерской группы «Шалтай-Болтай», жертвами которой стали известные чиновники и бизнесмены. Он был признан виновным в шести эпизодах неправомерного доступа к компьютерной информации (ч. 3 ст. 272 УК РФ). Впрочем, в колонию Аникеев может не попасть, если суд удовлетворит ходатайство об УДО. Подать его осужденный сможет уже на следующей неделе.
Поскольку процесс проходил в закрытом режиме в связи с наличием в деле сведений, составляющих гостайну, судья Сергей Подопригоров огласил лишь вводную и резолютивную части приговора. На это ушли считанные минуты. С Владимира Аникеева так и не сняли наручники. А когда прозвучал срок, было неясно, рад ли он сравнительно мягкому наказанию или будет обжаловать его. Комментировать исход дела он не стал, лишь покачав головой, стоя в клетке с бронированным стеклом. Накануне в прениях сторон гособвинитель Дмитрий Надысев просил для него на полгода больше — 2,5 лет заключения.
При таком раскладе Аникеев имел право ходатайствовать об УДО лишь в сентябре, а при назначенном сроке в два года может сделать это уже в субботу, 8 июля. Поскольку это выходной день, реально обратиться в суд с этой просьбой защита сможет на следующей неделе. Дело в том, что подсудимому вменялось преступление средней тяжести, поэтому претендовать на УДО Аникеев мог по истечении одной трети срока, то есть восьми месяцев, пояснил его адвокат Хазрет Бижоев.
Лидер хакерской группы находится в СИЗО с 8 ноября 2016 года, таким образом, необходимые восемь месяцев уже истекают 8 июля. «Поэтому я не вижу смысла обжаловать приговор, но подзащитный сам примет это решение», — заявил защитник. Он и его коллега Руслан Коблев накануне в прениях сторон просили суд назначить Аникееву штраф в размере до 500 тысяч рублей. По словам Бижоева, родственники подсудимого готовы были оплатить его, а сам Аникеев — устроиться на работу, чтобы собственноручно выплачивать штраф. Теперь есть шанс, что осужденный сможет выйти на волю, не платя казне ни копейки. Однако защита не считает, что назначенное Аникееву наказание оказалось более мягким, чем она просила. «Наказание на срок до двух лет никак не может быть гуманнее штрафа, — заявил Хазрет Бижоев. Он отметил, что у его клиента возникло право на УДО, но не факт, что суд просьбу удовлетворит. Как показывает практика, суды предпочитают освобождать заключенных условно-досрочно лишь после полугода нахождения в колонии. За это время администрация исправительного учреждения может составить мнение об осужденном и дать на него характеристики. Однако, согласно разъяснениям Верховного суда, нахождение на зоне вовсе не обязательно, и заключенные могут претендовать на досрочное освобождение и не побывав в колонии, а отбыв наказание в ходе следствия в изоляторе.
Дело Аникеева было рассмотрено в особом порядке: без исследования доказательств и допроса свидетелей. Сам процесс начался накануне и уложился в два дня.
Подсудимый полностью признал вину и заявил, что раскаивается в содеянном. Ранее он заключил сделку со следствием, сдав своих соучастников. Поэтому суд был не вправе назначить ему наказание больше, чем половина от максимального срока. В данном случае — два с половиной года колонии (половина от пяти лет заключения).
Хотя официально лидер «Шалтая-Болтая» находится под стражей с ноября 2016 года, есть сведения, согласно которым задержали его раньше: в конце октября в петербургском «Пулково». Как установило следствие, в 2013-2016 годах жертвами его компьютерной группировки стали по меньшей мере шесть человек: сотрудник Сбербанка России Евгений Кисляков, телеведущий Дмитрий Киселев, сотрудница секретариата группы «Сумма» Елена Морозова и помощник президента Андрей Белоусов, замруководителя управления внутренней политики Кремля Тимур Прокопенко и пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова. Впрочем, двое последних сочли, что действия хакеров не причинили им ущерб, поэтому их не признали по делу потерпевшими, и они остались в деле свидетелями. Электронная почта всех вышеназванных лиц была взломана, а переписка продана на бирже информации за криптовалюту. Никто из потерпевших не предъявил к подсудимому иски.
В настоящее время также завершено расследование в отношении предполагаемых соучастников Аникеева: Александра Филинова и Константина Теплякова. Они знакомятся с материалами дела. Первый отрицает вину, второй согласился с обвинением. Судя по всему, процесс над ними также пройдет за закрытыми дверями. Еще один участник «Анонимного интернационала» Александр Глазастиков скрывается от следствия. Вероятно, его заочно арестуют и объявят в розыск. Сам Глазастиков еще зимой написал письмо президенту Эстонии с просьбой предоставить ему политическое убежище.