Бизнесмен, которого знали как «бенефициара» реформы онлайн-касс, покончил с собой в Лондоне
Лента новостей
Об этом узнало издание Republic. Причем предполагается, что до этого информация была известна узкому кругу людей. Данные о смерти Щербакова появились спустя два дня после того, как стало известно, что МВД прекратило заведенное на него дело
Обновлено 16:57
Бизнесмен Владимир Щербаков, которого называли «бенефициаром» реформы онлайн-касс, покончил с собой в Лондоне. Об этом изданию Republic рассказал знакомый Щербакова и подтвердил его бывший бизнес-партнер.
Информация о смерти Щербакова появилась через два дня после того, как «Коммерсантъ» написал, что МВД России прекратило уголовное дело против бизнесмена. Его подозревали в выводе из России более 10 млрд рублей. Депутат Госдумы Андрей Луговой называл Щербакова бенефициаром фирмы «РИК» — компании, которая была единственным обладателем лицензии ФСБ на производство накопителей для новых онлайн-касс. На них с 1-го июля должны перейти все российские предприятия.
Что известно о смерти Щербакова? Об этом Business FM рассказал специальный корреспондент издания Republic Дмитрий Филонов. С ним беседовала Екатерина Шалмина.
— Вроде говорят, что он повесился. Почему, не очень понятно. Сами сегодня получили информацию от полиции. Двое его знакомых, его знакомые бизнес-партнеры говорят, что он действительно умер.
— А у него в России какой-то бизнес оставался?
— Я сходу не скажу, но есть формально записанные на него какие-то активы или нет — по-моему, все-таки они были записаны. У него просто уже много очень компаний, которые он отдал во владение аффилированным с ним людям. Поэтому мои источники говорят, что да, он по-прежнему не формально, а де-факто все-таки управлял бизнесом в России.
— Вы с ним когда-нибудь виделись лично?
— Нет, я с ним не успел повидаться.
— Было известно, что он в Лондоне?
— Неофициально да, нам говорил источник, что он в Лондоне, якобы уехал туда, как только завели уголовное дело на него.
— А почему дело закрыли, есть какая-то информация, вот так внезапно?
— Официальная версия, что не нашлось доказательств этого дела. Насколько я понимаю, что он покончил с собой немножечко до того, как закрыли дело, может быть, это связано с этим, но я не могу так утверждать, конечно. Но здесь совпадение по времени фактически.
— То есть, получается, сначала он покончил с собой, а потом закрыли дело?
— Наверное, скорее так, да.
— А почему только сейчас стало известно о смерти?
— Как мне рассказал мой источник, это была информация закрытая — известная, но в узком круге людей, кто общался с Щербаковым, у кого были общие бизнес-интересы с ним, и там эта новость была известна в это время, неделю, наверное. Просто она не выходила публично никак, нам удалось узнать.
— Исключено убийство или еще нет?
— Я не знаю, потому что у меня пока нет официальной информации от полиции Лондона.
Про самого Щербакова известно немного. Предприниматель начал заниматься бизнесом на Дальнем Востоке, откуда он родом. Потом он перебрался в Санкт-Петербург, а уже оттуда в Москву. По словам одного из источников Republic, «он действительно все организовывал блестяще, потом ссорился то с теми, то с этими». Кассовая реформа была последним крупным проектом, где участвовали аффилированные с Щербаковым структуры.
Достоверные данные о бизнесмене из Лондона Москва может и не получить, прогнозирует бывший старший следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР Владимир Калиниченко:
Владимир Калиниченко бывший старший следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР «Все, кто туда сбежал, даже уголовные преступники, никогда сюда не возвращаются, их сюда не выдают, а тем более, никогда не возвращаются деньги, которые похищены. Поэтому у меня складывается такое впечатление, что у нас сначала предоставляют возможность деньги увести, затем преступнику возможность скрыться, а затем разыгрывать различные комбинации. Потому что в данном случае считать, что человек покончил с собой или человек умер, когда нужно спрятаться от возможного розыска, избежать неприятностей — все-таки есть Международная конвенция, в данном случае можно имитировать и смерть, и самоубийство. Потому что, например, следствию у нас здесь проверить, человек умер или нет, естественно, нельзя, потому что к нам есть определенное отношение правоохранительных органов за рубежом. Погиб он, не погиб, а суть заключается в одном: все, что он и другие наворовали, бесследно исчезает, все растворяется за пределами нашей страны, а мы остаемся с носом».
С 1 июля большинство российских юрлиц обязаны использовать онлайн-кассы, напрямую передающие данные в налоговую. Фискальный накопитель — ключевой элемент такой кассы. Компания Щербакова была монопольным производителем наполнителей, но не смогла удовлетворить потребности бизнеса, то есть произвести столько накопителей, сколько нужно. Из-за этого возник огромный дефицит оборудования и стоимость его взлетела.
Позже допуск на рынок получили и другие производители, но из-за упущенного времени множество предпринимателей не смогли выполнить требования закона.