Эксперт: Стокгольм встал на сторону «Нафтогаза» в споре с «Газпромом»
Лента новостей
Обе компании оценивают промежуточное решение арбитража в свою пользу. «Газпром» говорит о признании долга «Нафтогаза», но при этом подает на апелляцию. Киев заявляет, что о суммах речь не идет. Кто прав?
«Нафтогаз» должен «Газпрому» более 1,7 млрд долларов. Об этом со ссылкой на промежуточное решение Стокгольмского арбитража заявил глава российской монополии Алексей Миллер. Он также сообщил, что «Газпром» не устраивает вердикт суда и корпорация подаст на апелляцию.
В то же время в «Нафтогазе» приводят несколько иную информацию. Украинская компания в Facebook сообщила, что в решении суда нет точных сумм, которые кто-либо из сторон должен. Там лишь описаны принципы, по которым должны быть подсчитаны компенсации за убытки и «Нафтогаза», и «Газпрома».
Также в «Нафтогазе» заявили, что суд предложил сторонам самим определить размер компенсаций, а если они не придут к соглашению, то это сделает суд. Чье заявление может быть ближе к истине?
Алексей Карпенко адвокат, старший партнер компании Forward Legal «Я могу лишь предположить, что же все-таки сказал в своем промежуточном решении Стокгольмский арбитраж. Судя по тем заявлениям, которые «Нафтогаз» раньше делал и сделал сегодня, в промежуточном решении Стокгольмский арбитраж, в целом, поддержал аргументацию «Нафтогаза», но при этом, поскольку решение промежуточное, не определил финальные суммы компенсации сторон. Судя по всему, из промежуточного решения можно сделать определенные выводы, в чью пользу будет вынесено финальное решение. Поскольку Международный коммерческий арбитраж является более гибким институтом, нежели государственные суды, в коммерческом арбитраже, который является фактически договорным третейским предпринимательским судом, зачастую случаются ситуации, когда арбитры выносят промежуточное решение, которое формулирует основные постулаты дела. Из него можно предположить, чем же дело в итоге закончится, и предлагает сторонам самим договориться и сформулировать условия некоего мирового или финального соглашения, которое потом суд утвердит. Я предполагаю, что из промежуточного решения следует, что все-таки «Нафтогаз» в конечном итоге при взаимных расчетах одержит победу. Судя по всему, он побеждает. И по заявлению «Газпрома», которое сегодня прозвучало о том, что промежуточное решение будет обжаловано в апелляционный суд Стокгольма, я могу предположить, что те тезисы и принципы, которые сейчас заложены Стокгольмским арбитражем в промежуточное решение, «Газпром» не устраивают, и он понимает, что, если будет вынесено финальное решение, оно будет не в его пользу».
Что же касается суммы в 1,7 млрд, то, по словам экспертов, понять, откуда она взялась, можно, только прочитав решение суда. Вердикт на 790 страницах на данный момент не опубликован.
Два года назад в Стокгольм обратились и «Газпром», и «Нафтогаз», арбитраж объединил эти иски. Россия требовала деньги за поставки голубого топлива, учитывая принцип «бери или плати». Киев же хотел получить компенсацию за то, что «Газпром» пользовался своим монопольным положением на рынке газа. Украинцы, которые подали иск первыми, потребовали более 26 млрд долларов. Российская сторона — около 32 млрд долларов.
О промежуточном решении суда стало известно в конце мая, причем каждая из сторон трактовала его в свою пользу. Киев заявил, что Стокгольм отменил условие «бери или плати». В Москве же назвали вердикт положительным для «Газпрома».