ЦБ увидел угрозу для экономики в решении по сделке «Транснефти» и Сбербанка
Лента новостей
Регулятор прокомментировал ситуацию для Business FM. Решением обеспокоены и участники финансового рынка. Какие риски таятся в нем?
Банк России прокомментировал для Business FM решение суда признать недействительной сделку между «Транснефтью» и Сбербанком. Речь о соглашении с производными финансовыми инструментами, в результате которой трубопроводная компания потеряла почти 67 млрд рублей. Регулятор прогнозирует: такое судебное решение приведет к серьезному сокращению российского внебиржевого рынка производных финансовых инструментов, что, в свою очередь, приведет к отсутствию возможности хеджирования валютных и процентных рисков экспортеров и импортеров. Это поставит под угрозу значительную часть экономики, связанную с импортом и экспортом.
Из решения суда следует, что «Транснефть» неспособна самостоятельно оценить риски сложных финансовых инструментов. Такой сложный инструмент Сбербанк предложил трубопроводной компании для снижения стоимости обслуживания ее еврооблигаций. Это была комбинация из двух барьерных опционов на продажу и покупку валюты. То есть были определены значения доллара, при которых между компанией и банком возникали определенные обязательства. Например, при курсе доллара ниже 50 рублей 35 копеек «Транснефть» получала премию, которая должна была покрыть расходы по выплатам купона по облигациям, но при росте курса доллара выше этой отметки ей пришлось бы выплатить Сбербанку сумму контракта.
Вероятность такого сценария при заключении сделки в 2013 году рассматривалась как маловероятная, однако в итоге реализовалась именно она. В конце 2014 года «Транснефть» выплатила Сбербанку почти 67 млрд рублей, а спустя два года обратилась в суд, и он признал сделку недействительной.
Если решение первой инстанции устоит, то рынок захлестнет волна подобных споров. По оценкам Sberbank CIB, банкам грозят убытки на 1 трлн рублей. Такое решение суда кроме недоумения у профессионального сообщества ничего вызвать не может, уверен вице-президент, руководитель департамента глобальных рынков Sberbank CIB Андрей Шеметов.
Андрей Шеметов руководитель департамента глобальных рынков Sberbank CIB «Если бы мы с ними до совершения этих сделок не делали тот объем, очень большой объем сделок, который до этого совершали… и они постоянно торгуют с различными участниками, не только с нами. По меньшей мере странно, когда профессиональные люди, которые довольно часто и много оперируют на деривативном рынке, в какой-то момент делают вид, что они не понимали, будто совершали какие-то действия».
«Транснефть» не может считаться слабой стороной договора — в этом уверены и другие финансисты. По всем критериям компания соответствует квалифицированному участнику рынка, с соответствующими сотрудниками в штате. Профессиональное сообщество в лице нескольких ассоциаций распространило заявление по решению суда. Оно создает риски для рынка внебиржевых деривативов, поскольку есть большое количество сделок, которые не соответствуют критериям, сформулированным судом, при том что соблюдены требования закона, говорит глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев.
Алексей Тимофеев глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) «Таким образом сразу много сделок, уже заключенных на рынке, рискуют быть признанными недействительными. Суд не дал точных и ясных ориентиров по поводу того, каким критерием сделки должны соответствовать, в том числе чтобы исключить их недействительность в будущем. Я думаю, самое ошибочное в судебном решении — это признание «Транснефти» слабой стороной. Если «Транснефть» признана слабой стороной, то какая из нефинансовых корпораций может быть признана сильной? Это наиболее сильная из всех возможных нефинансовых корпораций, совершающих операции на внебиржевом рынке».
Финансисты уверены, что рынок производных финансовых инструментов будет парализован в ожидании более ясного ответа со стороны судебной системы — а именно, какие сделки могут считаться «правильными». Многие нефинансовые компании используют этот рынок для хеджирования рисков. Теперь они могут лишиться такой возможности.
«Транснефть» не комментирует решение суда. Сбербанк будет обжаловать его в установленные законом сроки.