16 июня 2017, 15:15 Компании
Спецпроект: ПМЭФ-2017
Борис Нуралиев, «1С»: «Цифровая экономика — это государственная мода»
Лента новостей
Создатель, владелец и директор компании «1С» рассказал BFM о состоянии дел в российском IT-секторе
Что происходит с российским IT? Мы надеемся, что это как раз та отрасль, которая хорошо развивается. Мы ошибаемся?
Борис Нуралиев: Нет, конечно, она развивается хорошо, но есть разнонаправленные факторы. IT действительно развивается не плохо, но все-таки основная часть информационных технологий направлена на повышение эффективности предприятий и учреждений. Соответственно, она сильно зависит от инвестиций в экономику, то есть идут большие инвестиции — IT быстро растет, а пока экономика в среднем не в очень хорошем состоянии, то это негативный фактор. С одной стороны, понятно, что экономика должна развиваться, конкуренция только обостряется, немного есть способов повышения эффективности предприятий и госучреждений, один из них — хорошая автоматизация. Поэтому спрос все равно есть, есть небольшой рост рынка в деньгах, не большой, но есть, в первую очередь на услуги и на софт. По аппаратному обеспечению роста вообще нет пока, но нет и такого падения.
Но ведь это сейчас товары первой необходимости, поэтому железо, да, может подождать, а обновление софта не может подождать, как правило.
Борис Нуралиев: Или как остро модное, скорее, направление.
А есть и модное?
Борис Нуралиев: Но это тоже важно, и государственная мода сейчас есть уже — цифровая экономика.
Вот об этом только и речь кругом — цифровая экономика.
Борис Нуралиев: По-моему, весь форум был посвящен цифровой экономике, поэтому это наше время.
Блокчейн и цифровая экономика.
Борис Нуралиев: Вы знаете, все-таки это разное. Цифровая экономика — это очень широко, это очень важно, это, собственно, куда будет двигаться страна в ближайшее время. Я надеюсь, это то, на чем мы сейчас можем выиграть. Блокчейн — это один мем, а русские хакеры — это другой мем, и есть несколько мемов, которые помогают. Слишком серьезно к ним относиться нельзя.
Заниматься делом на самом деле?
Борис Нуралиев: Да, чтобы быть востребованными, модными. Для развития IT важно не столько как на самом деле в экономике, сколько как бизнесмены — они считают, что будет улучшаться, и будут вкладываться деньги. А сейчас они считают, что, да, будет улучшаться, вот почему-то такой позитивный настрой на рынке.
Государственный заказ. У нас есть мода на то, чтобы покупать все российское, в том числе программное обеспечение, тем более Россия его создает. Что произошло за этот год нового, качественного?
Борис Нуралиев: С одной стороны, действительно государственные меры есть. С начала 2016 года работает, за год вступил в силу реестр отечественного программного обеспечения, который вроде должны закупать государственные учреждения. Но каких-то кардинальных изменений не произошло, все-таки на автоматизацию и на госучреждения не столь большие затраты, как на автоматизацию, бизнес, в том числе госкомпаний. Компании с госучастием — это огромный рынок. Для них пока это обязательно, у них рекомендации есть, и бывает, что компании раньше стеснялись «1С» покупать. А теперь у них есть ответственность за импортозамещение, они должны чем-то отвечать и говорят: вот, мы «1С» купили, ну или мы внедрили «1С». «1С» почти во всех крупных корпорациях в той или иной степени — но обычно довольно значительно — используется. В этом плане нам психологически стало легче.
А раньше было немножко немодно?
Борис Нуралиев: А теперь можно похвастаться. Это психологически. Мы исследовали 198 случаев, когда производственные предприятия выбирали между нами и западными поставщиками и выбрали нас. Из 198 только один случай, когда люди сказали: для нас главное, что это импортозамещение. В основном все-таки это цены, это наличие большого количества специалистов, это ровно тот функционал, который нужен этому предприятию, то есть учет национальной специфики, отраслевой специфики. Полпроцента, грубо говоря — один случай из 198, когда это стало определяющим. Главное — софт должен быть хорошим и полезным. Импортозамещение тоже важно.
Наверное, оно все-таки само происходит при курсе рубля даже 56. Кстати, год назад рубль был дешевле. Для вас лучше, чтобы он был дешевле или дороже?
Борис Нуралиев: Не так сильно влияет, есть и в ту, и в другую стороны. Более сильный рубль — в какой-то степени показатель силы отечественной экономики. А если экономике хорошо, то и нам хорошо, мы же часть страны.
Что нового вы здесь показали, потому что у вас всегда какие-то продуктовые премьеры?
Борис Нуралиев: В этот раз мы делаем акцент на бренд «1С:Корпорация», в который входят ERP-система, система управления холдингами. И сейчас это очень важно, потому что многие группы компаний автоматизируются, там одно только законодательство по КИК (контролируемые иностранные компании). То есть если в структуре есть какая-то офшорная или иностранная компания, то там очень сложно.
Мы про это год назад очень много рассказывали как раз, но не во всех деталях. Это целое направление в программировании породило эти законы.
Борис Нуралиев: Да, сложные законы. Так же, как какой-нибудь 54 ФЗ с кассами. Да, частично изменения двигаются.
Вот кому мы должны быть благодарны.
Борис Нуралиев: Наверно, не мы, потому что мы сами кассы не производим. Но я думаю, что это поможет автоматизации российского бизнеса, выводу из тени и автоматизации. Потому что сейчас до сих пор в маленьких бизнесах, в каком-нибудь магазине в районном центре две кассы, одна под ЕГАИС, все вручную, по дороге с базы завмаг пишет карандашом новые цены, приезжают, и они все садятся ценники от руки переписывать. Но сейчас, поскольку все равно в системе цены должны быть, потому что они кассовые чеки в налоговую должны посылать с наименованием товара, если нормально автоматизировать, то они же будут эффективнее, им эффективнее будет закупки заказывать. Поставщикам местным тоже. Обычно они не с федеральными оптовиками работают, им легче будет подбирать заказ, предложить что-то более правильное в ассортименте.
В прошлом году вы именно на форуме подписали 10 соглашений. А результаты есть?
Борис Нуралиев: Да. По ряду соглашений есть серьезные результаты. Например, мы с вашими коллегами, с «Интерфаксом», подписали соглашение. Мы продавали программное обеспечение и дистрибутировали то, которое сами не делаем. Теперь мы продаем сервисы, и вот «1СПАРК» — первый чужой сервис, который мы взяли, адаптировали под себя на дистрибуцию.
Фактически это приложение появилось?
Борис Нуралиев: Это еще одно приложение, оно позволяет по контрагенту больше узнать. Например, предприятие готовит платежку, им говорят: вы знаете, вот этот контрагент находится в стадии реорганизации.
Мы знаем, что такое «1СПАРК», пользуемся им тоже.
Борис Нуралиев: У нас было успешно подписано соглашение с московским правительством по автоматизации бюджетного учета. Сейчас похожее соглашение отработали и по Тюменской области по медицинским учреждениям, по Иркутской — по бюджетникам; и уже пошло на ряд меньших образований — Нюрбинский улус (район в Якутии), например, или мэрия Архангельска, то есть сам город, а не область — пошло тиражирование вниз. Например, мы в прошлом году подписали соглашение с Российским экспортным центром (РЭЦ), стали серьезно заниматься рынком Вьетнама, мы туда поехали. РЭЦ нам оказал поддержку во Вьетнаме.
Вот тогда чуть шире: вообще, выход на международные рынки как происходит?
Борис Нуралиев: С играми проще, и у нас по играм все нормально на международных рынках. Но вот по автоматизации бизнеса именно не очень просто из России выйти на зарубежные рынки, потому что Россия не считается таким законодателем мод в бизнесе, в отличие от защиты информации или от игрового направления. Но мы будем пробовать, мы создали сейчас отдельное предприятие «1С International». Я считаю, для нас может оказаться большой удачей то, что мы привлекли Сергея Андреева, который очень долго возглавлял ABBYY. ABBYY — одна из двух российских компаний (еще одна — это «Лаборатория Касперского»), которая больших тиражных успехов достигла и в России, в дальнем зарубежье. И мы хотим использовать его опыт, чтобы попробовать наши замечательные наработки, которые в принципе используются по всему миру, но точечно, куда российский бизнес пролез и заодно с собой «1С» и взял.
Дальше вопрос — продвижение.
Борис Нуралиев: Продвижение, обслуживание, учет местного менталитета, который может отличаться — вопросов много, но я считаю, что система очень гибкая, и особенно на emerging markets, где ценится возможность быстро подстроиться под новую технологию работы, под новый бизнес-процесс, там это может оказаться востребованным.