Опасный прецедент: «Транснефть» оспорила сделку со Сбером на 66 миллиардов
Лента новостей
Эксперты прогнозируют, что такой судебный случай создает нехороший прецедент: банки перестанут предлагать клиентам деривативные и форвардные контракты, если их можно будет оспорить
«Транснефть» выиграла в суде спор со Сбербанком по сделке на 66 млрд рублей. Участники рынка говорят об опасном прецеденте. Речь идет об операциях с производными финансовыми инструментами. Трубопроводная корпорация заключила контракт с крупнейшим банком в конце 2013 года, то есть за год до обвала рубля в 2014 году.
Суть в том, что «Транснефть» пыталась одновременно застраховаться от падения доллара и от его роста. Однако из-за неограниченных рисков по одному из инструментов госкомпания в итоге потеряла десятки миллиардов рублей и пошла в суд. В «Транснефти» сообщили, что Сбербанк навязал операции, а компания не смогла просчитать их риски. В Сбербанке парировали: истец полностью осознавал возможные последствия сделки. Однако арбитраж встал на сторону «Транснефти».
Алексей Карпенко адвокат, старший партнер компании Forward Legal «Нельзя говорить, что сейчас создан прецедент, поскольку решение только вынесено, и оно не вступило в законную силу, нужно дождаться апелляции, кассации. Я уверен в том, что Сбербанк в случае, если он проиграет этой инстанции, пойдет в Верховный суд, то это решение является крайне опасным не только для рынка деривативов, но и вообще для рынка в целом. В принципе, можно провести аналогию с делом «Вымпелкома» прошлого года, где также в корне спора стоял вопрос об оценке валютных рисков, и кто несет за это ответственность. И «Вымпелком» также в прошлом году говорил о том, что мы не могли предсказать, мы не профессионалы на рынке, мы не могли управлять валютным риском и так далее, что достаточно странно звучит из уст публичной компании, у которой значительная доля ее операций осуществляется в валюте. Приблизительно то же самое сейчас говорит и «Транснефть», но вся история в том случае, если они не знали, им нужно уволить менеджеров, которые отвечают в компании «Транснефть» за управление валютными рисками, и нанять других, потому что это исключительно их просчет. Я абсолютно уверен, что Сбербанк, как и любой банк подобного масштаба, заключая такие сделки, как профессиональный участник рынка, предупреждал «Транснефть» о всех рисках, и «Транснефть», заключая подобного рода сделку, намеренно хеджируя свои валютные риски, должна была знать, что вероятен сценарий, при котором курс доллара превысит те барьеры, которые были обозначены в сделке. В этом, собственно говоря, и суть хеджирования риска, и суть дериватива, по сути, это пари, и это всегда оценка вероятности — наступит то или иное событие или не наступит, в данном случае речь идет о валютных курсах».
Эксперты также вспоминают и о проблемах валютных ипотечников. Они тоже вроде бы осознавали все свои риски, однако есть мнение, что такие заемщики не имеют даже морального права на перерасчет. В истории с «Транснефтью» и Сбербанком понять можно обе стороны, говорит президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган.
Евгений Коган управляющий директор компании «Московские партнеры» «История достаточно банальная, грустная и вполне поучительная. Незадолго до кризиса и незадолго до кризиса 2014 года, когда рубль у нас ушел в свободное плавание, и многие банкиры, эксперты говорили: нет, ну рубль, конечно, может ослабеть, но не больше, чем на 5-10%, ну дальше шло что-то типа: мамой клянусь, вот вам расчеты. Ну, клялись они и мамой, и папой, легковерные корпорации им верили и делали некие продукты, подписываясь под теми или иными контрактами. Понять «Транснефть» и других ребят, конечно, можно, они попали на очень большие деньги. С другой стороны, когда к тебе приходят и говорят «мамой клянусь», так не надо слушать. Вообще, если честно, вина здесь основная не Сбербанка, не «Транснефти», вообще Центробанка, который создал этот форс-мажор и создал большой геморрой для всех абсолютно, и для валютных ипотечников тоже, которым те же самые банки говорили опять же: «Мамой клянусь, ничего плохого не будет! Берите кредиты валютные, все будет хорошо». В итоге все допрыгались. Аналогичная ситуация. А мораль сей басни такова: к сожалению великому, но если «Транснефть» сейчас выиграет, еще раз говорю, по-человечески их понять можно, и знаете, мое сердце на их стороне, но если сейчас они выиграют, то это будет очень нехороший прецедент, что, по сути своей, банки перестанут продавать и форвардные контракты, и деривативные контракты, потому что любой такой контракт может быть оспорен, и ничего хорошего в итоге не будет. Для нашего рынка это будет большая проблема».
На фоне решение арбитража акции «Транснефти» на Московской бирже выросли.