16+
Суббота, 21 декабря 2024
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 7469
  • RTS812.12
7 июня 2017, 12:22 Политика

Трамп, газ и «русские хакеры» в катарском кризисе

Лента новостей

По данным CNN, ФБР подозревает российских киберпреступников или спецслужбы в причастности к публикации сфабрикованных заявлений накануне введения мер против Катара

Вид на Доху.
Вид на Доху. Фото: Reuters

СМИ сообщили о подозрениях ФБР по поводу причин кризиса в Персидском заливе. Разведка США полагает, что публикация катарским новостным агентством сфабрикованных заявлений эмира Аль Тани за несколько дней до блокады страны может быть делом рук российских спецслужб. Об этом сообщили источники CNN.

По информации телеканала, группа специалистов ФБР прибыла в Доху для расследования обстоятельств взлома агентства QNN. Утверждается, что российские спецслужбы или киберпреступники могли пытаться спровоцировать раскол между союзниками США, чтобы у Москвы была возможность выступить в качестве медиатора конфликта.

Между тем Катар, который импортирует до 90% своего продовольствия, продолжает находиться в состоянии блокады. Население кинулось в супермаркеты, чтобы сделать запасы.

Обвинения в «финансировании терроризма», предъявленные Катару в понедельник, очень быстро отошли на второй план. Уже к вечеру того же дня в арабской прессе главным обвинением стало излишнее сближение этой маленькой, но очень богатой страны с шиитским Ираном, и оно имеет под собой серьезную основу. Между Катаром и Ираном в водах Персидского залива на площади почти десять квадратных километров находится одно из крупнейших мировых месторождений газа Северное/Южный Парс, запасы которого оцениваются в 43 триллиона кубометров. Оно разделено естественным тектоническим разломом. Двум странам удается согласованно и без конфликтов его разрабатывать, что, конечно, подразумевает наличие неких особых отношений, говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.

Михаил КрутихинМихаил Крутихин партнер консалтинговой компании Rusenergy «Они договорились так, чтобы разработка одной и другой стороны не мешала соседям, то есть чтобы не обеспечивалось такое падение давления газа под землей, которое помешало бы соседу извлекать свой газ. Пока все это идет очень согласованно, не торопясь, и в этом году, совсем недавно, Катар снял свой мораторий, решив на 10% увеличить отбор газа из своей части месторождения. Работают согласованно».

Почти все заметили, что обострение отношений в регионе началось вскоре после визита в Саудовскую Аравию Дональда Трампа. «Прекрасно, что визит уже приносит свои плоды. Они сказали, что будут жестко бороться с финансированием экстремизма, и все указывало на Катар», — написал он во вторник в Twitter. Вскоре, словно отвечая президенту, представитель Пентагона заявил, что американские военные признательны Катару за поддержку присутствия армии США в стране и «постоянную приверженность региональной безопасности». Центральное командование вооруженных сил США заявило, что «не планирует менять свое расположение в Катаре» из-за дипломатического кризиса в Персидском заливе. Американские военные самолеты продолжают совершать вылеты в Афганистан, Ирак и Сирию с катарской авиационной базы «Аль Удэйд».

Очень похоже, что американский президент пока не до конца понял, что Восток — дело тонкое. Об отношениях Саудовской Аравии и Катара рассуждает руководитель исследований в институте диалога цивилизаций Алексей Малашенко:

Алексей МалашенкоАлексей Малашенко руководитель исследований в Институте диалога цивилизаций «В том, как действовали Саудовская Аравия и Катар, очень много всего эмоционального, отсутствие логики. Мы же пытаемся найти точный, прагматичный расчет. По-моему, пока его здесь нет. Видимо, последняя капля — это то, что у Катара особые отношения с Ираном. Он себя позиционировал как некое исключительное малое государство, мусульманская держава, которой можно делать все что угодно, и это действительно раздражало Саудовскую Аравию. В общем, все, что произошло, все комментарии, все прогнозы — только на уровне слухов».

Возможно, возникший конфликт между Катаром и странами залива просто так решить не удастся — потребуется вмешательство медиаторов, не исключено, что даже России. Вероятно, именно поэтому, на всякий случай, чтобы «застолбить» дипломатическую территорию, во вторник президент Владимир Путин провел телефонную беседу с эмиром Тамимом бин Хамадом Аль Тани, обсудив, как было официально объявлено, «сотрудничество в торгово-экономической и инвестиционной сферах».

При этом большинство аналитиков считают крайне маловероятным, что конфликт перерастет в военное противостояние. Поэтому крупный бизнес и инвесторы, похоже, смотрят на происходящее спокойно, без паники. Так, катарский Qatalum производит 5% мирового алюминия, и акции его крупнейшего владельца, норвежской компании Norsk Hydro, несмотря на новости о транспортной блокаде Катара, во вторник даже выросли на бирже.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию