Михаил Швыдкой: защищать российское кино надо так, чтобы зритель не остался в дураках
Лента новостей
Специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству прокомментировал инициативу повысить стоимость прокатного удостоверения до 5 млн рублей
Весь кинорынок обсуждает инициативу Минкульта брать с фильмов по 5 млн рублей за прокат в России. Речь идет не только о зарубежных картинах. Разница лишь в том, что отечественным лентам эту сумму будет возмещать Фонд кино. Полученные средства пойдут на производство и прокат российских фильмов.
По задумке эта мера должна поддержать российский кинематограф. Критики инициативы считают, что она убьет в России зарубежный артхаус. Своим мнением с Business FM поделился специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Выдвинув идею увеличения стоимости прокатного удостоверения с 3,5 тысячи рублей до 5 млн, руководители Фонда поддержки кинематографа и Министерства культуры, безусловно руководствуются благими намерениями. Они формулируют их следующим образом: важно освободить кинотеатральный репертуар от низкопробных зарубежных фильмов, создать большие возможности для проката произведений российского киноискусства, фестивальных работ, наконец, пополнить сам Фонд поддержки национального кинематографа.
Абсолютно здравые мысли, но, честно говоря, у меня есть большие сомнения в том, что пятимиллионный билет за вход на российский рынок смогут заплатить владельцы действительно лучших американских или европейских фильмов. Такую цену смогут выложить прежде всего обладатели потенциально кассовых лент, а они далеко не всегда отличаются высокими художественными достоинствами — это известно не только киноведам.
При этом руководители российской киноиндустрии планируют сократить количество отечественных игровых фильмов, получающих государственную поддержку, до 40 лент в год. Это уже достаточно опасная стратегия. Она обнаружила свое несовершенство еще во второй половине 40-х годов прошлого столетия, когда великий вождь и учитель народов решил, что государство должно финансировать лишь небольшое количество настоящих шедевров советского кинематографа. Чем это закончилось, хорошо известно.
Для того чтобы в стране появился хотя бы один гениальный фильм в год, нужно производить не менее сотни картин, а то и больше. Неслучайно во Франции сдерживали натиск заокеанского кино, производя при этом в лучшие годы до 200 фильмов в год. А в Германии выбрали самый простой путь протекционизма национального кино: государство выделяло значительные средства на киноиндустрию, доводя производство до 160-170 фильмов в год.
Об этом опыте стоит подумать, когда мы стремимся сохранить существенную долю национального кино в прокате. Надо делать это так, чтобы в дураках не остался зритель, который хочет приходить в кинотеатры и смотреть по-настоящему увлекательные фильмы.