Дальнобойщики — работающие и протестующие
Лента новостей
Как разделилось профессиональное сообщество после начала акции протеста против введения системы «Платон», а затем и увеличения тарифов по этой системе? Что говорят те, кто поддержал забастовку, и оставшиеся в стороне; как власти на местах решали проблемы с активностью водителей фур?
Акция протеста, которую объявили перевозчики, заявлена как бессрочная. Сначала они выступали просто против «Платона», затем добавились и другие требования, в том числе политические — вплоть до отставки правительства и президента.
Еще до введения платы за проезд по федеральным трассам акции были заметными: «улитки» на трассах в регионах, попытка заблокировать движение на МКАД, акция на парковке «Меги» в Химках, длившаяся больше месяца. Затем все стихло. Новая волна поднялась этой весной, когда стало известно о планах повысить тарифы. Вновь стоянки по обочинам, попытки пойти маршем на Москву, плакаты, флаги и так далее.
Самой горячей точкой стал Дагестан. Неудивительно — огромное количество местных жителей работают сами на себя, перевозя грузы по всей стране. Другую работу в регионе найти трудно. В Сети — масса видеороликов, запечатлевших десятки фур, выстроившихся вдоль трассы. Конфликты с полицией, сообщения о том, что в Дагестан уже чуть ли не стягивают войска и бронетехнику. Сейчас в республике все спокойно, примерно месяц назад местным властям удалось договориться с водителями большегрузов, говорит редактор сайта «Будни Кавказа» Муса Мусаев:
Муса Мусаев редактор сайта «Будни Кавказа» «С ними встретился председатель правительства Вячеслав Демидов, и они договорились, что временно приостанавливают акцию протеста. Просто правительство обещало, что построит стационарные стоянки, весовой контроль будет отменен. Сейчас идет регистрация, вот этот «Платон».
Исходя из слов Мусаева, раньше местные водители даже не пытались регистрироваться, а система работает больше года. Как тогда она работает — вопрос. Кроме того, стоит отметить, что защитники системы «Платон» не раз говорили: система, в том числе за счет пунктов взвешивания, помогает бороться с неучтенными перевозками и перегрузом.
К «Платону» очень много вопросов, отмечает председатель профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко, но, по его же словам, это не самое главное зло в отрасли. Рынок сократился, грузоперевозок стало меньше. Кто-то приспособился и, например, включил рост тарифов в стоимость своих услуг, а кто-то просто не выдержал конкуренции. Бастовать, когда работы и так нет, довольно просто, продолжает Войтко:
Валерий Войтко председатель профсоюза «Дальнобойщик» «Они не влияют ни на что, кроме собственного самомнения и самолюбия. Я не готов давать оценку всем участникам этих протестных акций. Безусловно, есть там люди, которые искренне недовольны существующим положением. Каким образом выразить свое недовольство? Вот они избрали такой способ, как забастовка, но значительная часть участников этих акций, да, я, не стесняясь и не боясь их обидеть, оскорбить, готов говорить о том, что это люди, которые не состоялись в бизнесе и ищут сторонние причины и поводы для того, чтобы снять с себя вину, ответственность за то, что они не справились с этим бизнесом. Водитель он хороший, но как бизнесмен он не состоялся. Что ж, значит, не бизнесмен».
У дальнобойщиков, поддерживающих протест, возникают дополнительные проблемы. Так, на этой неделе водителей почти 20 фур, ночевавших на стоянке на МКАД, задержала полиция. Со слов дальнобойщиков, плакаты и флаги стражи порядка сами достали из их прицепов, развернули, сфотографировали и тут же оформили статью «проведение несогласованного митинга». Ранее полицейские задерживали и председателя Объединения перевозчиков России Андрея Бажутина. По его словам, протест только нарастает:
Андрей Бажутин председатель Объединения перевозчиков России «Если вы подразумеваете, что забастовка — это стояние и махание флагами, нет, отнюдь не так. Люди, которые сейчас даже работают (мы же не можем вечно не работать), но не оплачивают систему «Платон», точно так же бастуют, таких много. Я вам, наверное, открою маленький секрет: даже крупные компании и то стараются уклониться от системы «Платон», как бы то ни было. Перевозчики ее не принимают в принципе».
Остается только перефразировать давно уже ставший мемом короткий диалог из фильма «ДМБ»: «Ты видишь протест?» «Нет». «И я нет. А он есть».