Выборы президента Ирана: удастся ли реформатору Роухани удержать власть?
Лента новостей
На кону долгосрочный курс Ирана: сближение с международным сообществом или возврат к закрытости. Каковы шансы фаворитов, и чья победа выгоднее России?
В Иране — президентские выборы. Ни один действующий глава Исламской Республики не проигрывал выборы по итогам своего первого срока с конца 1980-х годов. В этот раз у реформатора Хасана Роухани есть реальные шансы. Ему оппонирует основной кандидат от консервативного крыла иранской политики экс-генпрокурор Иранской республики Ибрагим Раиси, близкий соратник Аятоллы Хаменеи и, по слухам, возможный преемник верховного лидера. Каковы позиции кандидатов?
Виктор Надеин-Раевский старший научный сотрудник ИМЭМО РАН «Победа Роухани, безусловно, будет означать подтверждение того курса, которого они держались. Что касается курса консерватора, любого, это ужесточение разного рода ограничений исламского порядка. Молодежь, дескать, опять выглядит не так, как хотелось, и прочее. Это обычные для Ирана вещи. Курс Роухани более соответствует интересам Запада. Приход к власти в США нового президента как раз привел к тому, что позиция американцев, а соответственно, и Запада ужесточилась».
Оценить шансы Роухани и Раиси проблематично. Опросы появляются раз в несколько недель, а соцслужб мало, и трудно понять, насколько они объективны. Пока, по данным иранских социологов, Роухани поддержат чуть менее половины избирателей, а его оппонента Раиси — около 40%. По данным американской соцслужбы IPPO, за первого проголосуют около 30%, за второго около 20%, а почти половина избирателей не определились или отказались отвечать на вопросы. Если предугадать результат не получается, что ждать России от кандидатов?
Алексей Малашенко руководитель исследований в Институте диалога цивилизаций «Думаю, что Россия приспособится и к тем, и к этим. Потому что если победят консерваторы, допустим, Раиси, я не думаю, что отношения каким-то образом поменялись. Но у России будет проблема, потому что будет задан вопрос: а с кем вы, собственно, имеете дело? Чуть ли не с прямыми наследниками иранского радикализма. У меня такое ощущение, что победит Роухани. У него очень большое преимущество. Хотя есть и другое мнение, что люди устали, что жуткая безработица, что там развивается то, что иногда называют исламо-иранским социализмом. Есть разные позиции. Так или иначе, я думаю, что наши туда особо не будут вмешиваться, им это ни к чему».
Формально власть президента Ирана довольно ограничена. Все ключевые решения принимаются самим Аятоллой. Однако верховный правитель стремится прислушиваться к народу — а победа на президентских выборах того или иного политического крыла является ключевым индикатором общественных настроений. Хотят ли иранцы дальнейшего «приоткрытия» окна на Запад, узнаем в ближайшее время или по итогам второго тура выборов через неделю.