Хищения на миллиарды рублей. Почему госкомпании несли деньги во Внешпром?
Лента новостей
Экс-глава Внешпромбанка получила девять лет тюрьмы. ЦБ отозвал лицензию у банка в начале 2016 года. Ранее была арестована руководитель банка. Дыра в ВПБ превысила 200 млрд рублей. Причем там хранили деньги госкорпорации и родственники крупных чиновников. Что сподвигло их доверить огромные средства Внешпромбанку?
Девять лет колонии экс-глава Внешпромбанка Лариса Маркус получила за хищение 113,5 млрд рублей. Потерпевшая сторона — АСВ, оно представляло интересы Внешпромбанка, у которого Маркус, по версии следствия, и похитила деньги. Были на суде и другие пострадавшие. Один бизнесмен анонимно рассказал, что потерял 5 млн долларов. Он думал, что деньги лежат в банке под большие проценты. Но оказалось, что эти средства по банковским документам вообще не проходили. Классический случай — депозиты с хорошими условиями, что и привлекало клиентов. Но в итоге вклады оказались забалансовыми. Еще один вкладчик, Константин Монахов, рассказал Business FM свою историю.
Константин Монахов вкладчик Внешпромбанка «Там хранилось 15 млн рублей. Я самозанятый человек, а не бизнесмен. Соответственно, законом о страховании вкладов мне удалось вернуть 1,4 млн рублей. Все, больше ничего. Я четырежды писал следователю Следственного департамента МВД официально. Это ничем не закончилось: ни признания потерпевшим, ни гражданским истцом».
Впрочем, потери мелких вкладчиков физлиц — вовсе не ключевой момент в истории Внешпромбанка. Это, скорее, характерно для лопнувшего «Траста», который собирал, а вернее сказать, пылесосил, вклады населения. Во Внешпромбанке хранили деньги родственники очень влиятельных лиц. Среди них, как писали Forbes и РБК, — Сергей Иванов, Дмитрий Козак, Александр Жуков, Владимир Груздев, топ-менеджеры «Транснефти». А, кроме того, среди клиентов были крупные госструктуры и госкомпании: Олимпийский комитет, разместивший деньги, полученные от «Газпрома», «Роснефть», «Транснефть» и другие компании. Что заставило чиновников и корпорантов доверить средства Внешпрому? Вопрос риторический.
Михаила Завертяев председатель Федерального арбитражного третейского суда «Только небольшая часть от создаваемого валового внутреннего продукта находится в официальном денежном обороте, а большая его часть выводится за рубеж и в теневой сектор экономики, это так называемые транзитные операции, выводящие капитал за рубеж, и обналичивание незаконное денежных средств, выводящее средства в тень. В результате создана паразитическая система, которая выводит денежные средства из оборота компаний».
Впрочем, известно, что основные средства госкорпорации обычно хранят в крупных банках, в том числе с госучастием. Поэтому потери компаний были хоть и болезненными, но не такими уж и острыми. Например, у «Транснефти» в ВПБ зависло 9 млрд рублей. А «Роснефть» и вовсе успела вывести из банка все свои деньги. По информации «Ведомостей», нефтяной гигант хранил там 10 млрд рублей. Свидетели событий рассказывали, что складывалось впечатление, что Лариса Маркус — человек с большими связями. Именно поэтому у нее и получилось собрать в своем банке такой элитный состав клиентов. И Лариса Ивановна сама успешно поддерживала свой имидж. На оглашении приговора она вовсе не походила на влиятельную банкиршу. Седовласая женщина в наручниках, закрывающая лицо платком. Она пошла на сделку со следствием, поэтому процесс проходил в закрытом режиме. Зато известно, что Маркус возмещает АСВ причиненный ущерб и уже выплатила 100 тысяч рублей.