16+
Воскресенье, 22 декабря 2024
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 7469
  • RTS812.12
12 мая 2017, 07:00 Право

Когда согласья в прокурорах нет, в деле Меламеда появляется форс-мажор

Лента новостей

Прокуроры не пришли к единому мнению по делу о хищениях в «Роснано». Сначала его направили на рассмотрение в СКР, но после стало известно, что его все-таки отправят в суд. В чем причина форс-мажора?

Леонид Меламед.
Леонид Меламед. Фото: Михаил Почуев/ТАСС

Отпустили, вернули на доследование, отменили решение и направили в суд. Сразу несколько новых поворотов появилось в резонансном деле Леонида Меламеда. Оно началось два года назад, когда бизнесмена и бывшего руководителя «Роснано» отправили под домашний арест. Какие претензии у следователей к Меламеду? И чем объяснить нынешние события?

Сначала бизнесмена Леонида Меламеда освободили из-под домашнего ареста — истек предельный срок задержания. А из СИЗО выпустили другого фигуранта — бывшего финдиректора «Роснано» Святослава Понурова. Само же уголовное дело Меламеда вернули на доследование в СК. Решение принял замгенпрокурора Виктор Гринь. «Грубейшие нарушения уголовно-процессуального законодательства», — сообщили в пресс-службе ведомства. Но вот проходит несколько часов, и пресс-служба сообщает, что Юрий Чайка отменил решение своего заместителя. Меламед и Понуров остаются на свободе, но дело отправляется в суд. Оказывается, Чайка еще днем ранее дополнительно изучил материалы. И если дело уходит в суд, значит, генпрокурор грубейших нарушений не нашел. Опрошенные юристы не смогли вспомнить подобное в своей практике.

Александр Забейда бывший следователь, управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры» «Генеральный прокурор может отменить любое решение своего заместителя, если посчитает его незаконным или необоснованным. Обычно сам генеральный прокурор в такие вопросы не вникает, не вмешивается, их курируют его заместители, согласно распределенным обязанностям. Видимо, в данном случае возникли какой-то форс-мажорные обстоятельства, вынудившие его так поступить. Не исключено, что эти обстоятельства могли носить внешний характер. На практике такое случается не часто».

Меламед в 2007 году возглавил «Роснанотех» — это предшественник «Роснано». Как рассказывали свидетели событий, государство пообещало выделить деньги на корпорацию, но процесс, как обычно, затянулся. И Меламед дал собственные средства, через свою компанию «Алемар». Через год он покинул «Роснано», уступив место Анатолию Чубайсу. А еще через семь лет следователи сообщили, что Мелдамед незаконно получил от корпорации больше 200 млн рублей. Эти деньги «Роснано» перечислила «Алемару» за консультационные услуги. Причем сделку одобрили высшие российские чиновники. Резонно предположить, что таким образом Меламед просто вернул свои деньги. Но следователи сочли, что это был незаконный золотой парашют. Два года назад считалось, что арест Меламеда — это атака на Чубайса: Меламед считается близким к нему бизнесменом. Нынешние сообщения, даже несмотря на решение Чайки, выглядят победой главы «Роснано», говорит политолог Константин Симонов.

Константин СимоновКонстантин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «После такого направления в суд Генпрокуратура сделала самое важное, фактически убрала обвинительный характер, и получается, что дело в суд передано, но Генпрокуратура при помощи публичной позиции показала, что она не видит предмета для серьезного обвинения. Поэтому, конечно, шансы Меламеда выйти из этой истории без потерь достаточно серьезные, и, естественно, это будет означать и аппаратный успех Анатолия Чубайса».

Два года назад вспоминали, что незадолго до ареста Меламеда глава «Роснано» участвовал в теледебатах с Алексеем Навальным. Впрочем, была и более приземленная трактовка — борьба за финансовые потоки. Как известно, первый этап госфинансирования «Роснано» (130 млрд рублей) закончился в 2015 году, когда и началось преследование Меламеда. Затем корпорации дали из бюджета еще 50 млрд. О чем вспоминали после знаменитого новогоднего корпоратива «Роснано», когда Чубайс сообщил сотрудникам, что у госкомпании нет проблем со средствами. Второй этап госфинансирования продлится до конца 2020 года. Дело Леонида Меламеда, вероятно, закончится гораздо раньше. Но галочку в календаре, наверное, стоит поставить.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию