На рынке НПФ новая проблема — пропавшие пенсии
Лента новостей
Деньги клиентов переходят из одних НПФ в другие без их ведома. Зачастую речь идет о неправомерных действиях. Проблема приобрела масштабный характер, говорят эксперты. Как такое может происходить, и какие потери возможны из-за этого?
Десять лет пенсионные накопления Натальи Петровой лежали в одном НПФ, а в апреле этого года оказались в другом. Причем из 250 тысяч рублей по дороге потерялись 53 тысячи. Когда Наталья обнаружила это неожиданное перемещение, то связалась с новым фондом.
Наталья Петрова клиент НПФ «У них работал недобросовестный агент, который, к сожалению, неправомерно воспользовался вашими данными. «Мы приносим искренние извинения, нам очень неудобно и все такое», — сказали мне. Этот агент уже уволен, наказан. Мне предложили решить все это мирно. Я сразу сказала, что я не собираюсь оставаться у вас, чтобы даже этот вариант не рассматривать и пресечь на корню. Я говорю, вы какие варианты предлагаете? Она говорит: «Мы считаем эту разницу, которая у вас пропала, которая минусовалась. Считаем за 2017-й год наперед, какой вы можете потерять инвестиционный доход, эту часть». И предлагает мне все компенсировать наличными».
Мы намеренно не упоминаем названия фондов, поскольку ситуация на рынке распространенная. Без ведома клиента из одного НПФ в другой деньги могут перейти мошенническим путем. Причем совершить их могут не сами фонды, а даже агенты. Такие действия необходимо расследовать, за них предусмотрено уголовное преследование, говорит глава Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов.
Константин Угрюмов глава Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) «Таких действий, к сожалению, в этом году мы наблюдаем даже не сотни тысяч, а значительно больше. Начинается с того, что нужно получить информацию об этом клиенте: где, в каком фонде он находится. Эта информация в 90% случаев получается незаконным путем в отделениях Пенсионного Фонда Российской Федерации. Потом подделывается договор с подписью клиента и заявление. И либо сдается в отделение Пенсионного Фонда России с поддельной подписью, либо сдается через удостоверяющий центр».
При переводе пенсионных накоплений из одного фонда в другой чаще, чем один раз в пять лет, теряется инвестдоход. Он остается в первом НПФ. Таков закон. Вернуть деньги можно только по решению суда. Из года в год масштабы этой проблемы становятся все больше и больше, говорит гендиректор ВТБ Пенсионный фонд Лариса Горчаковская.
Лариса Горчаковская гендиректор ВТБ Пенсионный фонд «Для того, чтобы деньги вернулись к предыдущему страховщику, для того, чтобы признать решение договора с новым страховщиком недействительным, важно обращаться в суд. Для этого нужно оформить исковое заявление и направить его в суд по месту нахождения ответчика. В целом в течение двух месяцев идет этот процесс, по практике. Если его права на основании решения суда будут восстановлены, то клиенту будет восстановлена, в том числе, та доходность, которую он потерял, когда без его ведома новый страховщик заключил с ним договор».
В подобных случаях эксперты рекомендуют жаловаться в Центробанк и писать заявление в прокуратуру или в Следственный комитет с требованием провести расследование мошеннических действий. Проверить, где находятся пенсионные накопления, можно в личном кабинете на госуслугах. Не стоит рисковать и откладывать такую проверку.