Как фильм якутского сельского учителя собрал призы на кинофестивалях
Лента новостей
«Костер на ветру» был снят за две недели. Деревенский педагог, он же режиссер, не подозревал, какой успех ждет его картину. Примечательно, что в Республике Саха есть свой якутский кинематограф и якутский прокат
Сенсация кинофестиваля «Движение» в Омске — фильм «Костер на ветру». Его снял на собственные деньги директор деревенской школы из республики Саха.
Драму показывали на кинофестивале в Канаде и на крупнейшем азиатском киносмотре — в Пусане, однако на родине про картину заговорили только после российской премьеры.
Истории, подобные той, что случилась с режиссером Дмитрием Давыдовым, кажется, бывают только в кино. Он родился и вырос в якутском селе Амга, работал учителем начальных классов, затем — директором школы в соседней деревне. С учениками начал снимать небольшие любительские фильмы и однажды решил сделать настоящее кино. Собрал односельчан, занял денег и за две недели снял драму «Костер на ветру», с которой объехал по фестивалям полсвета, пишет «РИА Новости». Удивительно, но этот дебют напоминает Тарковского и Германа одновременно, говорит кинокритик Егор Москвитин.
Егор Москвитин кинокритик «Он кажется, знаете, чем-то таким средним между поздними фильмами Клинта Иствуда, то есть фильмами о каком-то пожилом человеке, который переживает сложный кризис, и реагирует на все скупым мужским образом, но при этом подлинно и мощно. И этот фильм напоминает фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева. Потому что действие разворачивается в абсолютно гибнущей деревне. Происходит трагедия, происходит смерть, подключается милиция. И вот, обычный маленький человек — старик, набожный к тому же, переживает все эти испытания, как библейский Иов. И характерно, что жители этой деревни — они православные. В этом есть смесь почвенной мудрости якутской земли, холодной, промерзшей, и христианских идей».
Российская премьера состоялась на фестивале «Движение» в Омске, где «Костер на ветру» получил три приза, в том числе, за режиссуру. Лишний повод поговорить о феномене якутской киноиндустрии. В Республике Саха свое локальное производство, внутренний же прокат и зрители, которые охотно смотрят все это в кинотеатрах, говорит продюсер «Костра» Сардана Саввина, благодаря которой фильм вышел за пределы региона.
Сардана Саввина продюсер «Конечно, у нас киносообщество маленькое. Мы знаем, кто когда что снимает. У нас обычно сезонами распределены известные, самые крутые операторы, потому что некоторые режиссеры стоят в очереди, чтобы взять того или иного оператора в свой проект. Или звукорежиссера, который у нас единственный профессиональный. Продвижением я занималась сама напрямую с кинофестивалями. Отборщики кинофестиваля в Пусане очень сильно заинтересовались этой картиной, когда я скинула им ссылку. На моей памяти участие в таком крупнейшем кинофестивале, фактически класса А и самом крупнейшем в азиатском регионе в истории якутского кино было впервые».
Сейчас якутские продюсеры думают о том, как им прокатывать фильмы, например, в Бурятии или Калмыкии и отмечают: от Фонда кино или Минкульта здесь не получают ни копейки.