16+
Суббота, 23 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
3 мая 2017, 05:00 Политика

Путин, Меркель, Трамп, Эрдоган. Примирение по всему периметру? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Встречу с канцлером Германии в Сочи не назовешь прорывной. О чем может сказать сам факт визита Меркель после двухлетнего перерыва? Стоит ли ждать подвижек и от последующих переговоров Путина с Трампом и Эрдоганом?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В ходе состоявшегося однодневного визита канцера ФРГ Ангелы Меркель в Сочи и ее переговоров с Владимиром Путиным обсуждалась ситуация на Украине, в Сирии, Ливии, а также двусторонние отношения. Это был первый визит Меркель в Россию после посещения ею Москвы в мае 2015 года в дни празднования 70-летия разгрома нацистской Германии. Путин и Меркель при этом обсудили подготовку к саммиту «большой двадцатки», который пройдет в июле в Германии в Гамбурге. Там российский президент, с большой вероятностью, первый раз встретится с президентом США Дональдом Трампом. Телефонный разговор Путина с Трампом, уже третий в этом году, состоялся уже после отъезда Меркель. А вслед за ней в Сочи ожидается турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган. Означает ли все это начало очередного оживления в российской внешней политике?

Переговоры Путина с Меркель вряд ли можно назвать легкими и прошедшими в теплой дружеской обстановке. Хотя они пожали друг другу руки перед телекамерами, провели совместную пресс-конференцию. Да и вообще представить себе визит фрау Меркель в сочинскую резиденцию к Путину какое-то время после начала украинского кризиса было трудно представить в принципе. А теперь он оказался возможен. В Москву в мае 2015 она приехала, прежде всего, потому, что как германский канцлер, разделяющий идеи покаяния за преступления нацизма в годы войны, она просто не могла не приехать.

Разногласия по Украине остались довольно резкими. И они были обозначены. Берлин пока явно не готов менять свою трактовку событий весны 2014 года в Киеве. Это по-прежнему там считается не государственным переворотом, как в Москве, а демократическими переменами. Винить Киев в том, что он в большей мере виноват в пробуксовке минского процесса урегулирования в Донбассе, Меркель тоже не хочет. И соответствующие весьма веские аргументы Москвы на сей счет игнорирует . Во всяком случае публично. В то же время вопрос присоединения США к «нормандскому формату» четырехсторонних переговоров по Донбассу, по признанию обеих сторон, не обсуждался. Да и к чему, действительно, Трампу этот «нормандский формат».

Ни о каких прорывных решениях по выводу Минского процесса из почти полного тупика, куда он давно зашел, объявлено не было. Санкции против России сохраняются. И пока варианта их отмены в чисто практическом плане не просматривается. Меркель сочла также нужным подчеркнуть, что она не боится вмешательства России в предстоящие осенью германские выборы. Ни в какой форме, в том числе в форме кампании дезинформации. Она отнеслась к соответствующему вопросу вполне серьезно. Она также сочла нужным поднять публично тему защиты прав геев Чечне. По ее словам, она на переговорах с Путиным поднимала и другие вопросы, касающиеся защиты прав человека в России и того, что на Западе называется преследованием оппозиции и всяческих меньшинств. Ранее, в разгар кризиса на Украине, Берлину было не до обсуждения таких вопросов с Путиным. Можно ли это считать своего рода нормализацией отношений? Если да, то с большой натяжкой.

В то же время двусторонние экономические отношения, возможно, уже миновали низшую точку. Германия так и не поддержала Польшу в ее попытках торпедировать проект газопровода «Северный поток — 2», хотя он сильно не нравится еще и Украине. Объем двусторонней торговли между Россией и ФРГ упал с 70 млрд долларов в 2014 году до 40 млрд долларов в 2016-м, но уже в первые два месяца текущего года начался заметный подъем — примерно на 40% в годовом исчислении.

После отлета Меркель состоялся телефонный разговор Путина с Трампом, первый после авиаудара США по позициям правительственных войск в Сирии. Возможно, кстати, что некие ощутимые результаты на текущий момент Москва получит именно в Сирии, а не на Украине, где ситуация пока выглядит довольно бесперспективной. И возможно, кое-что прояснится в ходе визита в среду в Сочи Эрдогана, которому даже обещано продать новейшие зенитные комплексы С-400. Если это бонус, то пока не ясно, за что именно. Вряд ли за то, что в 2017 году намечается рекордный для последних лет поток российских туристов в Турцию. Недели две назад, сразу после американского авиаудара по войскам Асада и грозных заявлений Анкары в адрес Дамаска, Москва было пригрозила, что чартеры в Турцию могут быть отменены. Но потом вроде рассосалось. Потому что, как говорится, время разбрасывать камни и время собирать их. Время ссориться и идти на обострение и время налаживать отношения. В конце концов, чемпионат мира по футболу в России не за горами.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию