«Поэтический транспорт». История трамвая от первого до сегодняшних дней
Лента новостей
Парад трамваев пройдет сегодня в Москве. На Чистопрудном бульваре будут представлены 16 трамваев. Событие приурочено к 118-летию трамвайного движения
Сегодня в Москве пройдет традиционный Парад трамваев. Он приурочен к 118-летию трамвайного движения в городе. Мероприятие начнется с пробега колонны по центральным улицам Москвы.
Альфия Бодямшина сотрудник пресс-службы ГУП «Мосгортранс»«Остальная часть торжества — выставка старинного транспорта. Пройдет с 12 до 15 часов на Чистопрудном бульваре. На площадке будут представлены 16 трамваев, в том числе запряженная лошадьми конка девятнадцатого века и легендарный вагон 1908 года выпуска. Старинные вагоны можно будет и осмотреть, и сфотографировать, и даже посетить. Рядом с каждым из них гостей будут встречать в исторических костюмах. Кроме того, вместе с раритетными экспонатами в выставке принимают участие специальные рельсоочистительный вагон, вагон-вышка для обслуживания контактной сети».
Первый трамвай со звоном покатил от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка в 1899 году. Об этом событии писали все московские газеты. Вот один из фрагментов: «В электрическом парке, близ Башиловки, в четыре часа дня было совершено молебствие с водоосвящением перед чтимой иконой Спаса Нерукотворного и местными святынями».
Посмотреть на диковину (так как до этого использовались исключительно конки, запряженные лошадьми) собралась большая толпа любопытствующих. Мероприятие почтили своим присутствием и важные персоны: московский губернатор Александр Булыгин, почт-директор, тайный советник Константин Радченко, городской голова князь Владимир Голицын. Сегодня трамваи того времени, кстати, бельгийского производства, можно увидеть в старой кинохронике и художественных фильмах. Были они простенькие, с деревянными сиденьями и поручнями для стоящих пассажиров. Прослужили они, кстати, достаточно долго, вспоминает историк, журналист Валерий Бурт.
Валерий Бурт историк, журналист «Я, мне кажется, в детстве еще застал чуть ли не дореволюционные вагоны с деревянными сиденьями, с откидывающейся дверью, с висящими держалками для рук. Конечно, трамвай уже не тот — со звонками, с беспокойными пассажирами, с поэзией, которая ему была присуща. Но все равно трамвай остается каким-то, я говорю лично о себе, пожалуй, поэтическим видом транспорта, потому что, проезжаешь по каким-то местам, которые уже забыл или которые тебе вовсе не знакомы. Входят какие-то люди, которые вызывают тоже какие-то ассоциации, сравнения».
Трамвай быстро захватывал Москву. Если в 1918 году пассажиров перевозили 475 вагонов, то в 1926 году их было уже 764. Пиком развития трамвайной сети стало начало 1930-х годов. Тогда она затрагивала Бульварное и Садовое кольца, а некоторые линии доходили и до окраин города. К 1934 году трамвай стал доминирующим видом транспорта. Каждый день им пользовались более 2,5 миллиона пассажиров, и это при общем населении столицы в 4 миллиона человек. По всему городу монтировали новые рельсы.
Затем наступил период, когда решили, что трамвай устарел как вид транспорта и мешает машинам. Но теперь городская политика поменялась, и уже машины стали нежелательными в городе. Власти призвали пересесть на общественный транспорт, и трамвай решено было вернуть, говорит краевед, знаток старой Москвы Артем Задикян.
Артем Задикян краевед, знаток старой Москвы «В перестройку стали закрывать трамвайные линии, разбирать. У нас можно назвать несколько улиц, по которым ходил трамвай, но там еще не восстановили. Там, где Армянскую церковь построили, там трамвай ходил все время. Его сейчас пока нет, но пустят, наверное. Вообще, новые линии провели в новых районах. Сделали его бесшумным — на резиновом ходу: подкладывали резину, чтобы он не шумел сильно. Конечно, почаще бы, потому что очень долго стоять приходится на «Чистых прудах», пока он придет, — редко ходит. А если взять «Трубную», то там вообще было очень трудно подниматься трамваю — очень крутой склон».
Сейчас в столице работают 47 маршрутов. Протяженность трамвайных линий 417 километров. По ним ежедневно перевозят пассажиров 650 вагонов. Так что вполне можно сказать, что сегодня трамвай получил второе дыхание.