Закон пожарам не помеха?
Лента новостей
Начинается сезон пала травы, а следом за ним — пожаров на полях и в лесах. Власти вводят новые запреты и штрафы, но сельхозугодья продолжает гореть. Зачастую собственники поджигают зарастающие поля, чтобы скрыть следы неиспользования земель
В России запретили сжигать сухую траву на землях сельхозназначения. Правительство внесло уточнения в правила противопожарного режима, исключив из состава травы рисовую солому, которую можно жечь при условии безветренной погоды. Кроме того, запрещается разведение костров на полях. Но сельхозугодья продолжают гореть каждую весну, становясь причиной возникновения уже лесных пожаров. Борьбу с поджигателями ведут каждую весну. И каждый раз результаты не радуют.
Еще два года назад премьер Дмитрий Медведев взялся за борьбу с пожарами лично. Тогда на совещании его заместитель Александр Хлопонин объяснял: «Сельхозпредприятия считают выжигание наиболее эффективной подготовкой к проведению посевных работ». Глава правительства поинтересовался: «А почему в других странах не жгут траву? Там отсталые сельхозпроизводители, что ли?». Данное замечание премьера никто не опроверг. После этого в Минсельхозе внезапно заявили, что пал травы даже «под присмотром» — это нарушение законов — «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха». Но поля продолжают гореть. Зачастую собственники поджигают зарастающие поля, чтобы скрыть следы неиспользования земель. И дело здесь не в законах, а в их правоприменении.
Ольга Балабанова координатор общества охраны природы Московской области «То, что происходит с травой, не имеет никакой связи с теми указаниями, которые дают в правительстве, поскольку у нас такая большая страна, что администрировать это практически невозможно. В большинстве случаев поджоги травы — это действия, которые совершаются либо естественным путем в результате самовозгорания, либо от действия людей. Понятно, что какие-то умышленные поджоги и так должны были преследоваться по закону. Но даже по Московской области могу сказать, что я не знаю таких прецедентов, чтобы конкретно людей на этом ловили и привлекали к административной ответственности».
Сейчас для граждан предусмотрен штраф от одной до пяти тысяч рублей. Должностным лицам придется заплатить до 50 тысяч. Юридическим — до миллиона рублей. Для того, чтобы наказание было неотвратимым, необходимо, чтобы за полями кто-то следил. Иначе все бессмысленно.
Александр Самсонов главный редактор научно-популярного журнала «Экология и жизнь» «Количество возгораний уменьшается где-то на 10-15%. Можно надеяться, что этот эффект дала работа ведомств. Хотя, конечно, во многом важны эффекты погоды. В условиях сильного ветра даже небольшой травяной пал может стать очень сильным источником пожара. Сегодня количество лесников значительно сокращено. Соответственно, должны действовать работники природоохранных структур. Как правило, они очень много работают с бумаготворчеством, а на земле очень редко можно заметить представителей структур, которые связаны непосредственно с решением оперативных вопросов».
Из года в год ситуация повторяется. По данным Федерального агентства лесного хозяйства только в 2016 году площадь лесных пожаров составила 320 тысяч гектаров. А причиной этому в 99% случаев стали возгорания сухой травы.