Эрдоган назвал Нидерланды «пережитком нацизма». Зачем президент Турции ссорится с Европой?
Лента новостей
Турецкий лидер рассердился на голландцев за то, что те не приняли самолет министра иностранных дел страны. До этого Эрдоган вступил в конфликт с Германией. В чем причина разногласий?
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал Нидерланды «пережитком нацизма». Он также пообещал принять ответные меры в связи с решением голландских властей отозвать разрешение на посадку самолета главы турецкого МИДа Мевлюта Чавушоглу.
Ранее похожий конфликт произошел в Германии. В обоих случаях причиной стал запрет на проведение митингов членов турецких общин в этих странах с участием высокопоставленных представителей Анкары.
Эрдоган рассылает своих миссионеров в те страны Европы, где есть большая турецкая община. Цель одна: убедить граждан Турции, которые проживают в Европе, прийти на референдум в середине апреля и проголосовать за изменение формы правления в Турции с парламентской республики на президентскую. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу планировал посетить митинг турок в Роттердаме. Ранее с аналогичной целью собирался в Германию турецкий министр юстиции. И в ФРГ, и в Нидерландах мероприятия под различными предлогами запретили. А голландцы еще и отозвали разрешение на посадку самолета Чавушоглу после того, как тот заявил, что все равно прилетит в Роттердам, несмотря на отмену митинга. Это крайне возмутило турецкого президента. Его слова приводит «РИА Новости»: «Запрещайте нашим министрам летать, сколько вам угодно, но теперь давайте посмотрим, как ваши рейсы будут садиться в Турции». «Это остатки нацистов, фашисты», — добавил турецкий лидер. С чем связана такая резкая реакция Эрдогана, объясняет председатель платформы диалога России и Турции Ахмед Ахмедов:
Ахмед Ахмедов председатель платформы диалога России и Турции «Сейчас Эрдоган на все очень резко и агрессивно реагирует. Ну, во-первых, агрессия — это часть, так скажем, предвыборной кампании во все времена была. Тем самым он всегда консолидировал свой электорат в Турции. 16 апреля здесь будет референдум, поэтому ему это лишний повод. Хотя мы уже устали, так скажем, от его агрессивных, но не имеющих под собой каких-то действий, заявлений. Ну, поорал, поорал — успокоится».
Кстати, после отмены митингов в Германии президент Турции тоже сравнивал нынешние власти страны с нацистами. Канцлер ФРГ Ангела Меркель на это заявила, что высказывания членов турецкого правительства и президента, которые ставят ФРГ в один ряд с национал-социализмом, настолько неуместны, что их нельзя всерьез комментировать. Возникли проблемы с проведением митингов членов турецких общин и в других странах Европы — в частности, в Австрии и Швейцарии. Только в одной Германии проживает полтора миллиона выходцев из Турции. И, несмотря на европейскую толерантность, многие немцы им не рады — как, впрочем, и другие европейцы, говорит независимый польский журналист Зыгмунт Дзенцеловский:
Зыгмунт Дзенцёловский независимый польский журналист «Есть большая турецкая община, которая живет в Германии, во Франции, в Голландии. Эти люди не очень хорошо адаптируются. Турецкая община в Европе известна тем, что пользуется всеми благами западной европейской жизни, но сохраняет какие-то свои обычаи, нравы и законы внутренние. Мы же видим, как Эрдоган жестоко расправляется со своей оппозицией. В истории с Сирией, ИГ, курдами и так далее. Тут каждая из отдельно взятых проблем — такая бомба, которая или уже взорвалась, или скоро взорвется».
В Анкаре к запретам митингов относятся крайне негативно. Так, представитель турецкого президента недавно заявлял, что власти ряда стран Европы сознательно пытаются провалить референдум. И вообще, по его словам, Турцию очень беспокоит «рост расистских, ксенофобских и антитурецких настроений в Европе». Как дальше будут развиваться события, предполагает профессор МГИМО Валерий Соловей:
Валерий Соловей профессор МГИМО, доктор исторических наук «Я думаю, что до открытого конфликта дело не дойдет, поскольку и Турция заинтересована в Европе в силу ряда причин, хотя бы потому, что Европа поставляет туда туристов. И, соответственно, Евросоюз крайне заинтересован в Турции, чтобы сдержать поток мигрантов на свою территорию. Поэтому стороны, отвернув неприязненные гримасы друг от друга, все-таки пожмут руки. Хотя потом пересчитают пальцы — все ли на местах после рукопожатия. Но они вынуждены идти на компромисс».
Тем не менее, пока нет никаких признаков того, что ЕС и Турция готовы искать компромиссы. Напротив, глава турецкой дипломатии Мевлют Чавушоглу, которого не пустили в Нидерланды, пригрозил отменой соглашения с ЕС по мигрантам, если Брюссель откажется от либерализации визового режима для граждан Турции.