Топливный кризис: потребности нового времени
Лента новостей
Как добывали уголь и нефть в 1913-1917 годах
В последний довоенный год железные дороги всей бывшей империи потребили почти 14 млн тонн условного топлива, в 1916 году в паровозных топках сгорело более 19 млн тонн. Точно так же возрос спрос со стороны промышленности. Только в апреле 1915 года при министерстве путей сообщения был образован комитет для регулирования снабжения страны топливом, который установил преимущественное право получения угля для железных дорог и предприятий, работавших на оборону.
Уголь
С первых месяцев войны над всей промышленностью нависла угроза в виде острого недостатка в топливе, дороговизна и недостаток топлива ощущались и до войны, однако тогда этот дефицит покрывался импортом почти 5 млн тонн высококалорийного угля и внутренней добычей почти 4 миллионов тонн польского угля. В то же время прекращение экспорта по черноморской границе оставило внутри страны те 907 тысяч тонн нефтяных продуктов, которые в 1913 году были вывезены за границу и после открытия военных действий пошли на удовлетворение внутренних потребностей. Между тем спрос на топливо сразу увеличился вследствие роста железнодорожных перевозок.
Что же касается содействия росту заготовок, оно ограничивалось косвенными и отчасти запоздалыми мероприятиями: установливались твердые и достаточно рентабельные цены на топливо, каменноугольные рабочие освобождались от призыва в действующую армию, военнопленных направляли для работ на рудниках. Также были установлены новые общие нормы лесоохранительных законов для облегчения заготовок дров вблизи центров потребления.
Общая добыча угля с 1913 по 1916 годы достигла рекордных цифр, увеличившись с 29 до 34 миллионов тонн в год. Однако эффект достигнутого роста добычи был значительно ослаблен вследствие падения дисциплины, производительности и разлаженности во внутреннем рудничном хозяйстве. Топливный дефицит в течение войны по мере истощения старых запасов все обострялся.
Нефть
Добыча нефти в течение войны развивалась еще слабее, чем добыча угля: буровые работы в Баку из-за кризиса упали со 139,1 тысячи кубометров в 1913 году до 101,9 тысячи кубометров в 1916 году. Валовая добыча нефти, несколько возросшая в 1916 году, вновь падает в 1917-м ниже довоенного уровня. Суммарно империя добывала в 1913 году более 9 млн 200 тысяч тонн нефти, в 1916 этот объем увеличился до 9 млн 900 тысяч тонн.
Большая часть прироста добычи за весь период приходится на новые грозненские площади, дававшие громадные количества фонтанной нефти. Что же касается Бакинского района, то его добыча находится все время на низком уровне и в наиболее удачном за этот период 1916 году даже не достигает цифр добычи 1912 года, когда в Баку была собрана 7861 тонна нефти. Эмбинский район начал быстро расти как раз накануне войны и в течение одного 1914 года увеличил добычу больше чем вдвое. Впрочем, во время войны под влиянием трудности доставки оборудования развитие этого многообещавшего, но очень отдаленного района, приостановилось, и с 1916 года добыча стала падать.
Сильнее всего война отразилась на деятельности нефтеперегонных заводов. Так как экспорт нефтепродуктов состоял главным образом из керосина, смазочных масел, бензина и прочих ценных продуктов нефтеперегонки, прекращение вывоза за границу вызвало необходимость сокращения деятельности нефтеперегонных заводов. Кроме того, внутренний спрос на жидкое топливо заставлял заводчиков продавать нефть потребителям в сыром виде или, сокращая выход ценных продуктов, увеличивать выпуск нефтяных остатков.
В 1913 году доля переработанных нефтепродуктов в общей массе добытой сырой нефти составляла 71,5%, а в 1916 году эта доля падает до 59,3%. Кроме того, значительно упала выработка всех наиболее ценных продуктов: керосина, бензина и смазочных масел. Особенно резко сократилась выработка этих продуктов в конце 1914 и в 1915 годах: в течение первого года войны под влиянием больших запасов, предназначенных для вывоза за границу, но не вывезенных товаров рынок был с избытком насыщен нефтепродуктами.
Одновременно с сокращением выпуска этих нефтепродуктов резко возрастает выпуск мазута, производство которого достигает в 1915 году цифр, значительно превышающих выпуск в течение последнего предвоенного десятилетия. В течение следующих двух лет выработка ценных нефтепродуктов, и особенно бензина, для растущего автомобильного движения вновь возрастает, но все же не достигает прежнего уровня: в то же время выпуск мазута вновь сокращается и в 1917 году и падает ниже довоенных показателей.