«Черный ход» в Европу и правила игры для российского экспорта
Лента новостей
Российский экспорт в Европу упал на 13%. Об этом свидетельствуют данные европейской статистической службы Евростат
В 2016 году Россия поставила в ЕС товаров на 118 млрд евро — против 136 млрд в 2015-м. Показатель снизился на 13%. Тем временем в России обсуждают, как упростить правила игры для экспортеров. Об этом говорили на форуме «Сделано в России — признано за рубежом», организованном Российским экспортным центром.
«Когда вы покупаете хлеб, вы же не знаете, чем обрабатывали пшеницу» — так, немного издалека, начинает разговор об экспорте заместитель гендиректора по инновационной политике ГК «Агро-Химпром» Юрий Крутяков. Группа производит пестициды, поставляет в страны Средней Азии, строит планы на США и Европу. С последними сложно: чтобы продавать там ядохимикаты, нужно преодолеть массу бюрократических барьеров и доказать безопасность. Хотя есть и «черный вход» в ЕС — через восточных участников, там требования могут быть мягче, говорит Юрий Крутяков.
Юрий Крутяков заместитель гендиректора по инновационной политике ГК «Агро-Химпром» «Все члены Евросоюза должны гармонизировать свое законодательство с общеевропейским. Но, тем не менее, некоторые страны позже вошли в Евросоюз, учитывая, что они имеют большие потери своих национальных рынков. Поэтому есть некие возможности входа в Евросоюз через некоторые страны, такие, как Польша, Чехия — через «черный ход». В общем-то на это и рассчитываем».
Одна из главных сложностей для экспортеров заключается в том, что товары должны пройти испытания в аккредитованных лабораториях и получить местные сертификаты (кстати, для импорта в Россию нужно сделать то же самое). Преодолеть эту процедуру можно, но потребуется слишком много времени, говорит руководитель Росаккредитации Алексей Херсонцев.
Алексей Херсонцев руководитель Росаккредитации «Каждая страна в рамках своей системы технического регулирования, как правило, требует, чтобы сертификация происходила именно в тех органах сертификации, которые уполномочены этой страной. Не так, что ты пришел, как в магазине, и завтра получил результат. Во-первых, сам по себе процесс испытаний длительный. Он может занимать месяц, может полгода — в зависимости от технологии. Во-вторых, ты еще должен встать в очередь».
Плюс к этому нужно заплатить за экспертизу. Для более-менее крупных производителей, суммы не критичные, но для кого-то, вкупе с остальными затратами, это тоже барьер. А если бизнес не пойдет? Такие опасения озвучивает начальник отдела стандартизации компании «Позис» Ольга Синичкина. Ее предприятие, входящее в госкорпорацию «Ростех», планирует экспортировать в ЕС медицинские холодильники.
Ольга Синичкина начальник отдела стандартизации компании «Позис» «От 15 до 20 тысяч евро — столько сертификация и экспертиза документации. Конечно, очень большие затраты, это не будет окупаться. Большие объемы мы изначально поставлять не сможем. Как пойдет наша продукция — а вдруг она вообще не пойдет? Некоторый риск есть».
Москва сейчас пытается вступить в международные организации, чтобы сертификаты, выданные в России, признавали в странах Организации экономического сотрудничества и развития, то есть во всех развитых государствах. Экспортерам пробиться на западные рынки станет гораздо проще. Осенью иностранные аудиторы были в России и в целом остались довольны системой сертификации, а недавно Росаккредитация внесла поправки в Госдуму, которые должны навести порядок на этом рынке. В том числе — ограничить компании, которые сейчас открыто предлагают всего за час сделать сертификат на любой товар, что, вероятно, могло несколько смутить западных партнеров.