Жена Дадина о решении КС: «Я надеюсь, что все это наконец-то кончится»
Лента новостей
Конституционный суд решил, что дело активиста нужно пересмотреть. Статью УК, по которой его осудили, изменят. При этом суд признал ее соответствующей основному закону
Обновлено 14:11
Дело оппозиционера Ильдара Дадина пересмотрят, статью УК, по которой он осужден, изменят — такое решение принял Конституционный суд России. При этом он признал соответствующей основному закону страны статью 212.1 Уголовного кодекса о наказании за неоднократные нарушения на митингах. В решении, которое зачитал председатель суда Валерий Зорькин, сказано, что такая ответственность «допустима, если она эквивалентна характеру общественной опасности», и не выходит за рамки конституционных полномочий федерального законодателя.
Таким образом, суд не согласился с позицией заявителей жалобы на уголовную статью, которые просили отменить ее за несоответствие конституции. В КС напомнили, что в Уголовном кодексе уже есть другие статьи, которые предусматривают ответственность за повторные административные правонарушения. В решении суда отвергается предположение, что уголовная ответственность в таких случаях дублирует административную.
Жена Ильдара Дадина Анастасия Зотова призналась в интервью BusinessFM, что испытывает противоречивые чувства от решения КС. Она лично присутствовала на оглашении.
Анастасия Зотова жена Ильдара Дадина «У меня ровно двойственные чувства, потому что защита настаивала на полной отмене этой статьи. И то, что статью не отменили, это плохо, потому что многие другие люди могут под нее попасть. С другой стороны, очень хорошо, что приговор Ильдару, по версии КС, должен быть пересмотрен. Конституционный суд сказал, что Ильдара нужно было отпустить, потому, что его административки не вступили в силу на момент суда, и, поэтому, он должен был быть отпущен за отсутствием состава преступления. Я надеюсь, что это все наконец-то кончится. При этом самое гадкое в этой истории то, что адвокаты с самого начала говорили суду: «Вы что делаете-то, административки-то в силу не вступили. Вы как судите человека?!» Его осудили, привезли в Карелию, там его пытали. В итоге из-за такого поведения суда мой муж утратил здоровье, перенес много страданий. Я, его мама и папа тоже перенесли много страданий. Печально, что добиться какой-то мало-мальской справедливости можно только через Конституционный суд».
Анастасия Зотова не знает, сколько времени может занять процедура отмены приговора Дадина Верховным судом России. Для этого должно быть инициировано надзорное производство. «Я знаю, что Верховный суд должен пересмотреть приговор. А когда это произойдет, будут ли Ильдара везти еще два месяца в Москву из Алтайского края, это, конечно, вопрос», — отметила она. По словам супруги гражданского активиста, ее муж должен выйти на свободу через 172 дня — 31 июля этого года. Именно тогда истекает его срок в два с половиной года заключения. «Надеюсь, что его все же освободят пораньше», — сказала Зотова.
В решении КС отмечается: если нарушение порядка организации либо проведения публичного мероприятия лицом, ранее в течение 180 дней не менее трех раз привлекавшимся к административной ответственности, не повлекло за собой причинение или реальную угрозу причинения вреда, а было, по сути, противоправным сугубо формально, «такое нарушение не может рассматриваться как представляющее преступную общественную опасность и влечь уголовную ответственность». Суд также пришел к такому выводу: обязательным условием применения статьи 212.1 УК РФ должны быть вступившими в силу постановления суда о наложении административного наказания за совершение не менее трех административных нарушений.
«Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212.1 УК РФ суд также должен доказать наличие у лица умысла на нарушение установленного порядка организации либо проведения мирных публичных мероприятий», — говорится в решении. Судьи подчеркнули, что избрание судом вида и размера уголовного наказания по статье 212.1 УК РФ должно быть обусловлено реальной степенью общественной опасности совершенного деяния, а наказание в виде лишения свободы должно назначаться лишь в случаях, если нарушение гражданином установленного порядка привело к утрате публичным мероприятием мирного характера и причинило существенный вреда конституционно охраняемым ценностям.
Теперь Ильдар Дадин может быть освобожден, рассказала Business FM его адвокат Ксения Костромина.
Ксения Костромина адвокат «Это решение означает, что уголовное дело в отношении него возбуждено быть не могло, соответственно, назначить такое наказание, которое ему назначили, тоже не могли. И Ильдар должен быть освобожден. Уголовное преследование должно быть прекращено. На самом деле существуют некие бюрократические процедуры, к сожалению. Верховный суд должен возбудить надзорное производство, в ходе которого рассмотреть этот вопрос Очень много изменений, по идее, должны внести в статью, потому что КС удовлетворил практически все наши требования, ну, насколько я на слух могла воспринять, за исключением двух. То есть не признал что здесь имеется нарушение принципа — отсутствие наказания дважды за одно и то же, вот с этим суд не согласился. И не согласился, что эта статья в принципе должна быть декриминализована, то есть не должна существовать в кодексе. А все остальное они, собственно, признали. И то, что должна учитываться общественная опасность, то, о чем мы все время говорили, что Ильдар своими действиями никому не причинил никакого вреда, и то, что наказание надо тоже с особой осторожностью назначать».
Дадин был осужден за то, что в течение полугода принял участие в трех несогласованных митингах и шествиях. Во время последней акции он вместе со сторонниками на несколько минут перекрыл автомобильное движение на Мясницкой улице в Москве. Согласно приговору, на свободу Дадин должен выйти летом следующего года. Осенью разгорелся скандал, когда Дадин через своих адвокатов передал сообщения о пытках в исправительной колонии в Карелии. Это вызвало широкий резонанс. Правозащитники очень обрадованы решением КС, которое должно облегчить судьбу Дадина.
Игорь Каляпин председатель «Комитета против пыток», член президентского совета по правам человека «У нас сейчас идет заседание президентского совета как раз в Карелии, в губернаторской резиденции. Я думаю, что мы сейчас будем просто рукоплескать такому решению КС, наверное, всем советом, потому что у нас по этому поводу, по-моему, единодушное мнение было бы. Все очень ждали и надеялись именно на такое решение КС. И позиция совета по этому вопросу известна: мы полагаем, что вина в данном случае не может накапливаться, как метко выразился Михаил Александрович Федотов, «от того, что человек 10 раз или 100 раз перейдет дорогу на красный свет», то есть совершит административное правонарушение, общественная опасность не повысится. Нельзя за это привлекать к уголовной ответственности. В данном случае я совершенно согласен с тем, что уголовная ответственность может и должна наступать в том случае, если мероприятие утратило мирный характер. Это в том числе соответствует позиции, например, ОБСЕ, то есть в Европе это расценивается и оценивается именно по этому признаку. Если причинен ущерб охраняемым законом интересам граждан и организаций, тогда да, тогда может наступать ответственность».
Решение Конституционного суда стало неожиданностью для всех. Особенно учитывая, что некоторые представители парламента призывали и вовсе ужесточить статью — увеличив срок привлечения к уголовной ответственности до одного года. То, что КС постановил изменить политическую норму Уголовного кодекса — это поистине невероятное событие, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры» Александр Забейда:
Александр Забейда управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры» «Нельзя не согласиться с решением суда в той части, что уголовное законодательство должно охранять только самые значимые общественные и государственные интересы. Было совершенно очевидно, что неоднократный, но мирный протест не несет в себе совершенно никакой угрозы, как бы законодатель ни пытался это представить. Вместе с тем сложно согласиться с выводом суда о том, что неоднократное нарушение нормы административного кодекса в определенных случаях может повлечь уголовную ответственность. Впервые это правило было применено к норме об управление автомобилем в нетрезвом виде и, безусловно, общественная опасность в данном случае, конечно, высока, но можно же предусмотреть иные нормы административного характера, более жесткие, чем имеются сейчас. И совершенно правильно сказал один из участников процесса по Дадину: тысяча котов никогда не станут одним тигром, а так и останутся котами, потому что мы так можем прийти к тому, что уголовная ответственность будет наступать и за неоднократное нарушение норм Гражданского кодекса».
Статья появилась в 2014 году и предполагает уголовную ответственность, если человека минимум трижды привлекли за административное нарушение. Максимальное наказание — до пяти лет лишения свободы. Комментирует Алексей Токарев, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро Trust:
Алексей Токарев управляющий партнер адвокатского бюро Trust «Решение ожидаемое. Если обратить внимание, к уголовному наказанию по статье 212.1, введенной совершенно недавно, предусматривается наказание за совершение повторного, то есть неоднократного правонарушения на митингах в течение полугода. Здесь предусматривается рецидив совершения правонарушения. Таким образом, права и свободы гражданина данной нормой не нарушены, так как определен четкий субъективный и объективный состав преступления, что не нарушает самого принципа уголовного законодательства. Более того, Дадин ссылался именно на рецидив, указывая на то, что его привлекают к уголовной ответственности, учитывая, что он уже понес ответственность за первичное нарушение административным образом и, соответственно, считать, что это рецидив, нельзя. Однако это заключение ошибочно, и его мнение ошибочно. Почему? Потому что даже если человек отбыл наказание по уголовному законодательству, к примеру, или иной другой статьи и совершил в определенно установленный промежуток времени повторно преступление такого же рода и признака, он считается совершившим преступление повторно. И отбытый срок наказания не учитывается в новое наказание, однако преступление, совершенное ранее, учитывается, хотя уже, скажем так, человек понес за него наказание и можно считать его погашенным. Таким образом, заявление Дадина изначально было провальным, на мой взгляд, и было необъективным. Но Дадин в данном заявлении пытался не отменить эту норму законодательства, а обратить внимание на то, что, скорее всего, с политической стороны государство запрещает совершать акции протеста. Статья неоднозначная и, безусловно, требует доработки. Почему? Потому что позиция данной статьи не предусматривает четкого понимания — а что такое нарушение митингов. То есть, если человек выполняет какие-то действия на митингах, проявляя свое недовольство, неудовлетворение текущей ситуацией, это тоже можно расценивать как нарушение правил митингов. Безусловно, данная норма требует корректировок, но не может быть отменена по такому заявлению, какое было подано господином Дадиным».
Жалобу на неконституционность статьи УК подал Ильдар Дадин — первый россиянин, осужденный за неоднократное нарушение на митингах. Его приговорили к двум с половиной годам колонии. Он утверждал, что уголовная ответственность предполагает повторное наказание за одно и то же нарушение.
Как события будут развиваться дальше? По словам управляющего партнера адвокатского бюро города Москвы «Соколов, Трусов и партнеры» адвоката Федора Трусова, защитники Ильдара Дадина должны обратиться с ходатайством на имя председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева о внесении представления в президиум ВС. «Председатель Верховного суда инициирует пересмотр приговора перед президиумом, который его отменит. Процедура, кстати, точно такая же, как и по решениям Европейского суда», — заметил юрист. Он напомнил, что именно так было в деле «Кировлеса» Алексея Навального, когда Верховный суд направил его на новое рассмотрение в Ленинский районный суд Кирова. Такая же участь ждет и дело Ильдара Дадина — его направят на пересмотр в Басманный суд столицы для рассмотрения иным составом суда. «Полномочий прекратить дело Дадина у Верховного суда нет, а решение КС является новым обстоятельством, что предусматривает возврат дела на новое рассмотрение», — сказал юрист. Он добавил, что новый приговор в свете указаний КС будет, скорее всего, гораздо мягче. «Дадину дадут меньший срок, который он уже отсидел, либо назначат условное наказание», — прогнозирует Трусов.
Статью 212.1 добавили в Уголовный кодекс в июле 2014 года. По ней за административное нарушение правил проведения массовых акций три и более раза в течение полугода наступает уголовная ответственность. Наказание по статье предполагает до пяти лет лишения свободы.