Трамп и Путин: что было сказано «между строк»?
Лента новостей
От первой беседы президентов не стоило ждать сенсаций, но было множество знаков и сигналов, которые эксперты расценили как широкий шаг в сторону сближения России и США
ОБНОВЛЕНО 15:45
Положительный звонок, начало улучшения отношений, позитивная деловая беседа — так в Белом Доме и Кремле охарактеризовали состоявшуюся телефонную беседу Владимира Путина и Дональда Трампа. «И президент Трамп, и президент Путин надеются, что теперь обе стороны будут быстро продвигаться в вопросах борьбы с терроризмом и по другой повестке, которая представляет взаимный интерес», — говорится в сообщении Белого дома по итогам беседы, которая длилась 45 минут.
Кремль в свою очередь сообщает, что президенты обсудили актуальные международные проблемы, возможность личной встречи и важность восстановления торгово-экономических связей. Среди обсуждаемых тем — Украина, арабо-израильский конфликт, ситуация вокруг иранской ядерной программы и Корейского полуострова. Приоритет — борьба с международным терроризмом и координация по Сирии. Вопрос двусторонних отношений в заявлениях по итогам переговоров был отражен обтекаемо. «С обеих сторон был продемонстрирован настрой на активную совместную работу по стабилизации и развитию взаимодействия — на конструктивной, равноправной и взаимовыгодной основе».
Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев считает, что толчок к улучшению российско-американских отношений дан.
Владимир Васильев главный научный сотрудник Института США и Канады РАН «В той сфере, которая была очевидна и лежала на поверхности, — борьба с международным терроризмом, ситуация в Сирии, — судя по сообщениям, будут достигнуты какие-то конкретные договоренности. По поводу всего остального стороны, может быть, начинают «сверять часы» и искать точки соприкосновения в той позиции, в которой они занимают. Несколько приглушенно прозвучал вопрос экономического сотрудничества, что резко отличало этот разговор от разговора 14 ноября 2016 года, где торгово-экономические отношения были поставлены на первый план. Администрация вроде заняла такой вопрос, что нужно произвести всю инвентаризацию санкций и определиться с тем, что с ними нужно делать. Здесь Трамп тоже не спешит. Что касается списка телефонных контактов американского лидера, могу сказать, что я посмотрел одно авторитетное издание, которое как раз давало расписание субботних переговоров. Эта статья содержала фотографию — Трампа и Путина. Все. Никаких фотографий ни Меркель, ни Олланда, ни Абэ, никого не было вообще. То есть, получалось так, что хотя там было перечисление всех лидеров, всех тех руководителей ведущих стран — союзников США, но на первом месте стояла Россия. Все ждали именно этого разговора с Россией».
Международные СМИ, до начала звонка предвкушавшие сенсацию и обширно освещавшие слухи о подготовке Трампом указа об отмене санкций, результаты переговоров почти не комментируют. Беседа Трампа и Путина не стала главной темой ни одного из крупных западных изданий, возможно, из-за отсутствия какой-либо конкретики в итоговых заявлениях. Политолог Георгий Бовт видит в этом диалоге положительные сигналы.
Георгий Бовт политолог, журналист «Думаю, есть настрой у обеих сторон все-таки улучшить отношения с Россией, и стороны прощупывали позиции, где можно продвинуться, не напоровшись на разногласия. Кремлевский пресс-релиз достаточно позитивен, и это хороший знак. Я не ожидал, что вообще что-то будет сообщено. От этого разговора не стоило ждать каких-то конкретных результатов. Было бы наивно думать, что Трамп позвонит Путину и скажет, что он отменяет санкции. Понятное дело, что он за это что-то хочет получить. Я думаю, что обсуждались вопросы, связанные с Северной Кореей, и американцы ждут, что мы надавим на Пхеньян, чтобы он соблюдал ядерную программу. Обсуждался Иран — у Трампа много вопросов по ядерной сделке, и, возможно, она будет в какой-то части пересмотрена. К тому же, Иран не хочет участия США в сирийском урегулировании. Это довольно деликатный вопрос. У нас тоже в свою очередь появились разногласия с Ираном по Сирии, и мы больше сближаемся с Турцией в данном вопросе. По Сирии я не думаю, что Трамп глубоко въехал в тему для того, чтобы ее обсуждать предметно на высшем уровне. Скорее всего, обошлись общими вопросами. А по Украине, я думаю, информация шла с нашей стороны в основном, как мы видим ситуацию. А как ситуацию видит Запад, его накануне проинформировала Меркель, которая говорила с ним до Путина. То, что Трамп вел переговоры сразу с несколькими мировыми лидерами — не очень распространенная практика, но зато мы попали в хорошую компанию: президент Путин был в числе пяти лидеров, с которыми он беседовал, это говорит о его приоритетах. Важна и смена тона, потому что когда говорят о желании восстановления взаимовыгодных торгово-экономических отношений, можно понимать все, что угодно: как то, что Конгресс не даст отменить санкции, так и то, что санкции будут отменены в ближайшее время. Но вот Обама не говорил о восстановлении экономических отношений, так что это уж точно смена тона в положительную сторону. То, что Трамп пожелал счастья российскому народу, звучит позитивно, но он вообще часто употребляет в своей риторике слово «народ», и это в его стилистике, за этим ничего конкретного не стоит. В итоге, я думаю, будет подготовка двусторонней встречи, и она будет достаточно долгой, поскольку ее готовить будут очень осторожно, будут тщательно прорабатывать все ходы и все вопросы, которые необходимо на эту встречу вынести. Обе стороны хотят улучшить отношения и не споткнуться о какую-нибудь проблему, которая может этому помешать, таких проблем очень много, есть еще и фактор характера Трампа, и фактор характера Путина, который не будет особенно гибок. Это два сложных человека, им надо, прежде всего, подружиться лично, а это будет сделать непросто, потому что они оба яркие лидеры. А без личной химии тут особенно далеко ничего не продвинется, как мы видели на опыте предыдущих администраций».
Во время телефонных переговоров Трампа в Белом доме вместе с президентом была целая свита его советников и высших чиновников. Примечательно, что вице-президент Майкл Пенс из всех субботних звонков подключился только к разговору с Путиным. Как это можно объяснить, рассуждает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике и главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:
Федор Лукьянов председатель Президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «Пенс в данном случае важен Трампу как независимый арбитр. Основное направление атаки на Трампа в США сейчас — это то, что он то ли путинский агент, то ли марионетка, то есть всякую чушь пишут о его якобы пророссийскости. Пенс имеет совершенно другую репутацию. У него другой взгляд на Россию, он вполне традиционный для республиканского консервативного истеблишмента. Он не поклонник ни Путина, ни нашей политики. Присутствие его в разговоре, а я не исключаю, что Пенсу могут поручить какие-то даже функции для того, чтобы далее развивать эту повестку дня, как это было в случае с Альбертом Гором или Байденом, который один период тоже занимался Россией довольно активно у Обамы. Это для Трампа некая гарантия того, что если начнется очередная волна атак, что он все сливает, то Пенс, который имеет репутацию довольно жесткого по России, но участвует в процессе, он всегда может сказать, что это неправда и клевета».
Тем временем тема санкций нашла развитие в Германии — там премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер в интервью Bild призвал к быстрому снятию санкций в отношении России. «Санкции против России должны быть отменены в этом году. Россия также должна вернуться в круг G8», — приводит цитату Reuters. Также Зеехофер пригласил в Баварию избранного президента США Дональда Трампа. Хорст Зеехофер является лидером партии Христианско-социальный союз, находящейся в союзе с Христианско-демократическим союзом Меркель. Год назад Владимир Путин отметил особый характер отношений России и Баварии и поблагодарил Зеехофера за усилия по нормализации отношений с Россией.