Ведомство будет покупать валюту при цене нефти выше 40 долларов за баррель, а если ниже — продавать. Для чего придумана такая схема, и будет ли она влиять на валютный рынок?
Министерство финансов анонсировало ряд мер, напоминающих новое бюджетное правило.
Ведомство с февраля будет покупать валюту при цене нефти выше 40 долларов за баррель. Интервенции будут происходить на сумму дополнительных нефтегазовых доходов. В случае если нефть опустится ниже этого порога, Минфин будет продавать валюту. Для этих операций министерство привлечет Центробанк. В ведомстве Антона Силуанова сообщают, что интервенции будут иметь нейтральное влияние на валютный рынок. Можно ли назвать все это новым бюджетным правилом, значит ли это, что Минфин возьмет на себя часть функций ЦБ по регулированию валютного рынка или же ведомство просто решило пополнить резервы? Об этом Business FM поговорила с независимым аналитиком Дмитрием Степановым и управляющим активами Международного фонда частных инвестиций Александром Душкиным.
Зачем все это придумано?
Александр Душкин: Мы будем иметь ситуацию, когда из-за слишком высоких цен на нефть, которые не были запланированы, доходы бюджета перевыполняются, и по этой причине Минфин готов играть подобную роль. Они будут своей деятельностью немного успокаивать валютный рынок, который за последнее время достаточно серьезно вырос. Я считаю, что это просто роль амортизатора.
Дмитрий Степанов: Рубль находится на слишком завышенных позициях относительно текущей конъюнктуры. По сути, огромное количество реестров нерезидентов и большое количество отыгранных факторов, в том числе снятие санкций. Полагаю, что Минфин хочет выровнять ситуацию на валютном рынке и, сделав рубль более низким, действительно пополнить резервы, потому что валюта достаточно стабилизировалась, и мы видим, что в прошлые годы именно на таких уровнях и проходили покупки.
В том же заявлении Минфина говорится, что его операции будут влиять нейтрально.
Дмитрий Степанов: Нейтрально — полагаю, что, естественно, если на рынок выходит крупный покупатель валюты, это не может никак не сказаться. Возможно, что это будут дробные вхождения, то есть небольшие, распыленные во времени, но рубль в любом случае получит возможность несколько снизиться в своем курсе, это будет вполне очевидно, потому что даже на такие небольшие продажи он реагирует и достаточно быстро снижается в своей цене. Я полагаю, что на полтора-два рубля он сможет снизиться против доллара.
Александр Душкин: С технической стороны они правы, потому что, в первую очередь, речь идет о покупке той валюты, которая продана экспортерами. Но с психологической стороны безусловно эффект не будет нейтральным, потому что наличие покупателя изменит баланс предложения. И, на мой взгляд, здесь важен факт, что мы по сути прошли очень большой цикл. Если год назад ожидания у ряда участников этого рынка были просто апокалиптические, то сейчас они уже готовы покупать, они готовы покупать валюту. Это означает, что мы прошли очень хороший период, и этот хороший период остался позади.
В Минфине не уточнили дневные объемы покупок и продаж валюты, но обещали, что купля-продажа будет происходить равномерно в течение дня. А полную информацию министерство намерено публиковать раз в месяц. ЦБ публикует данные о валютных интервенциях ежедневно.