Толстой удивлен обвинениям в антисемитизме
Лента новостей
Федерация еврейских общин «крайне возмущена» заявлением вице-спикера Госдумы о противниках передачи Исаакиевского собора РПЦ, которых он назвал потомками тех, кто «рушил храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганами в 1917 году»
ОБНОВЛЕНО 18:34
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой удивлен реакцией на свои слова о противниках передачи РПЦ Исаакиевского собора. Ранее депутат назвал их потомками тех, кто «рушил храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганами в 1917 году».
Заявление вице-спикера возмутило Федерацию еврейских общин. Там отметили, что до 1917 года за чертой оседлости жили евреи, и усмотрели в словах Толстого признаки антисемитизма. Позицию организации Business FM пояснил ее представитель Борух Горин:
Борух Горин представитель Федерации еврейских общин России «Заявление Петра Толстого само по себе возмутительно, но особо оно возмутительно в связи с должностью, которую занимает Петр Олегович, — это вице-спикер Госдумы, то есть заместитель руководителя одной из ветвей власти страны. На наш взгляд, однозначный смысл этих слов, обвиняющий в спорах, в позиции, противостоящей отдаче Исаакиевского собора РПЦ, потомков людей, которые рушили храмы, вооруженные наганами, бежавшие из черты оседлости, — это, конечно, антисемитское заявление. Если господин Толстой не знает смысл слов «черта оседлости», то ему легко привести государственные документы дореволюционной России, в которой так называлась черта поселения евреев. Но я абсолютно убежден, что он знал, о чем говорил, и он имел виду именно потомков евреев, поэтому заявление господина Толстого Федерация еврейских общин России восприняла с огромной тревогой и крайним возмущением».
Депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский пообещал, что не оставит заявление Петра Толстого без юридической оценки.
Борис Вишневский депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «Я сейчас консультируюсь с моими юристами, каким способом наиболее надежно привлечь господина Толстого к ответственности. Оставлять ему так эти слова я не намерен, на мой взгляд, это совершенно открытые, хамские антисемитские заявления, за которые нужно отвечать. Будем решать, каким способом лучше действовать — обратиться в Следственный комитет или подать в суд или прокуратуру. Мы выберем оптимальный способ и о нем сообщим».
Толстой заслуживает критики не за антисемитизм, а за извращение русской истории, считает руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко:
Максим Шевченко руководитель центра стратегических исследований религии и политики современного мира «Конечно, грубовато сказано Петром Олеговичем, грубовато для статуса вице-спикера, честно скажу, про выход из черты оседлости. С другой стороны, это находится в рамках русской культурной традиции. Почему Мандельштаму можно писать в «Шуме времени»: «А вокруг меня шумело иудейское море», а Петру Толстому нельзя? Только евреям можно высказываться о евреях, а графу Толстому уже надо заткнуться и помалкивать, что ли? Мне кажется, это какая-то ксенофобия и недопустимое ограничение свободы дискуссий и свободы слова. Поэтому я критикую Петра Толстого, моего товарища не за то, за что на него набросилась вся эта свора, а просто за извращение русской истории. За попытки похоронить русскую революцию и придать ей облик какого-то случайного события, которое случилось вследствие действий каких-то непонятных сил».
Высказываться о событиях 17-го года надо осторожно и мудро, говорит протоиерей Всеволод Чаплин.
Всеволод Чаплин протоиерей «Споры, которые касаются того, кто был основной силой событий 1917 года, это тема очень большая, исключительно сложная. Даже Солженицын не смог полностью осветить эту тему к всеобщему удовлетворению, когда писал книгу «Двести лет вместе». Я, наверное, лет 35 на эту тему спорю с самыми разными знакомыми и друзьями, русскими и евреями, верующими и неверующими, христианами и нехристианами и знаю, что трогать эту тему можно только очень и очень тщательно, очень и очень мудро. Конечно, известно, что значительное количество людей, которые покинули в свое время черту оседлости, сыграли определенную большую роль в революционных событиях 1917 года и событиях гражданской войны. Но очевидно и то, что эти люди угнетались до 1917 года».
Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что в речи Петра Толстого «ничего не было», и добавил, что за чертой оседлости жили не только евреи, но и каторжане. Володин также заявил о готовности встретиться с представителями Федерации еврейских общин. Business FM обратилась в пресс-службу «Единой России» и к Петру Толстому, но везде от комментариев отказались.