Эпоха реставрации: чем запомнится 2016 год на рынке жилой недвижимости Москвы
Лента новостей
BFM.ru выяснил, какое жилье, где и по каким ценам было наиболее востребовано в прошлом году
Рынок жилья в Московском регионе постепенно выходит из кризиса. Покупатели, убедившись в том, что рубль более или менее определился с собственным курсом, а ставки по ипотеке, в том числе благодаря госпрограмме субсидирования, зафиксировались на приемлемых значениях, выражают готовность к заключению сделок. Впрочем, пока в некоторых сегментах рынка наблюдается оживление, в остальных о восстановлении и речи не идет. BFM.ru, опросив экспертов, проанализировал, какие категории жилья и по каким ценам в прошлом году были наиболее востребованы, а какие так и не нашли своих покупателей.
Новостройки эконом-класса: стабильность
Рынок новостроек эконом-класса в Московском регионе по-прежнему остается наиболее стабильным. Более того, по итогам 2016 года этот сегмент оказался самым быстрорастущим. Именно на этой категории жилья был сосредоточен покупательский спрос, что объясняется сравнительно доступной ценой объектов.
Впрочем, по словам управляющего партнера «Метриум Групп» Марии Литинецкой, прирост объема предложения в массовом сегменте обгонял рост покупательского спроса. «Если в начале 2016 года на рынке эконом- и комфорт-класса было представлено 14 тысяч объектов, то к началу декабря их общее число достигло 17,6 тысячи лотов, то есть за год объем предложения вырос на 26%. Рынок продолжает пополняться как новыми проектами (19 жилых и апартаментных комплексов), так и очередными корпусами и секциями в уже стартовавших», — пояснила она.
Эксперты также отмечают повышенную покупательскую активность, которая была характерна для 2016 года. Спрос на новостройки на 56% превысил показатели 2015 года и на 28% — 2014 года. Неудивительно, что на этом фоне девелоперы начали задумываться о повышении цен, которые стали плавно расти с лета прошлого года. В итоге по результатам второго полугодия средняя стоимость квадратного метра жилья в этом сегменте увеличилась на 5,2%, достигнув 148,6 тысячи рублей.
При этом застройщики пока не решаются свернуть дисконтные акции, которые остаются одним из основных инструментов продаж. В частности, предновогодние скидки в 2016 году достигали 7,7%. Кроме того, по подсчетам аналитиков, спецпредложения действовали в 94% проектах массового сегмента.
Покупатели в целях экономии все чаще отдают предпочтения жилым комплексам, в которых квартиры предлагаются с отделкой. Сейчас на рынке их количество достигло 15, а в 2015 году их было только девять.
Средний бюджет покупки лота в массовом сегменте в прошлом году составлял 5 млн рублей. Девелоперы продолжают снижать площади квартир, чтобы удешевить покупку. В результате средняя площадь объектов упала до 56 квадратных метров, в то время как до кризиса она равнялась 62 квадратным метрам. Массовый сегмент традиционно в основном представлен однокомнатными и двухкомнатными квартирами, а доля студий не превышает 3,5%.