Дети — символы жестокости сирийской войны. Реальной и информационной
Лента новостей
Twitter Баны из Алеппо, по мнению Time, стал одним из ярких событий года в медиа. Другим символом страданий стала фотография мальчика, покрытого пылью и кровью и глядящего в никуда. Как образы детей становятся оружием пропаганды?
Twitter семилетней Баны Алабед из Восточного Алеппо был зарегистрирован в сентябре 2016 года, как раз на фоне наступления сирийских правительственных сил. Twitter, который девочке помогает вести ее мать, Фатима, не мог оставить равнодушным никого. Например, фото лежащего в крови ребенка и подпись: «Ах, милый мир, я плачу сегодня, это мой друг убит бомбой, сегодня. Я не могу перестать плакать».
К декабрю количество подписчиков Twitter Баны превысило 350 тысяч. Но даже американский журнал Time отмечает, что о подлинности Twitter Баны велись споры: одни удивлялись, почему девочка из Алеппо неплохо говорит по-английски, другие обращали внимание на высказывания ее матери против сирийского режима и его российских союзников. Однако Twitter Баны помечен «синей галочкой» как подлинный. Вопросы вызывает и то, что в конце ноября один из сирийских проправительственных активистов через Twitter предложил семье Баны помощь с эвакуацией из города, но получил отказ. А вскоре после этого семью Баны вывез спецпосланник Эрдогана. И СМИ заполонили фото счастливой Баны, сидящей на коленях турецкого президента. Происходило все это сразу после убийства в Турции российского посла. Похоже, что Эрдоган использовал в своих целях девочку, чей Twitter стал мощным пропагандистским свидетельством о «русских зверствах» в Алеппо. Социальные сети стали важным фактором в ходе современных конфликтов.
Александр Перенджиев доцент кафедры политологии и социологии университета имени Плеханова «Сложно против такого фактора бороться, доказывать, что это на самом деле не милая девочка, а дяденьки с конкретными бородами и оружием, ножами и так далее. В социальных сетях уже идет информационная борьба. Речь идет о том, кто с помощью социальных сетей сформировал нужное себе общественное мнение, по сути говоря, тот и победил. Поэтому, конечно, роль социальных сетей — сейчас все это прекрасно понимают — высока более, чем просто у печатных СМИ или даже радио и даже ТВ, которое молодежь практически не смотрит. Благоприятное общественное мнение в военном противостоянии — не только поддержка латентная, это еще и вербовка новых сил, получение помощи от тех или иных социальных групп».
В декабре в египетском Порт-Саиде полиция заметила странную группу в одном из полуразрушенных кварталов города. На фоне развалин фотограф делал снимки милой 12-летней девочки, которую нарядили в измазанное краской белое платье и дали в руки испачканного красной краской плюшевого мишку. Как оказалось, фотограф хотел выложить это фото в сеть с подписью «Кровь детей Алеппо» — по задумке, девочка оказалась в крови из-за авиаудара сирийских вооруженных сил.
Рабаб Фати журналистка египетского издания youm7 «Фотограф признался, что он делал постановочную сцену, чтобы помочь детям Сирии. И девочка, и ее мама не знали, что именно он будет делать, и согласились помочь ему. Сейчас он находится под арестом. Он хотел опубликовать эти фото в Facebook, чтобы поддержать детей Сирии».
О разоблачении изготовителя поддельных фотографий сообщила только британская The Independent, и еще пара небольших изданий. Хотя если бы эти фото были опубликованы, не исключено, что они успешно попали бы в СМИ. Те же BBC и CNN регулярно показывают ролики и фотографии из соцсетей. Западные медиа не верят российским данным из Алеппо и иногда получают информацию от очень сомнительных источников.
Сергей Лойко московский корреспондент Los Angeles Times «Пустое место, которое заполнено стрингерами, часто связанными с различными вооруженными организациями, с ИГИЛ, и которые, иногда, намеренно распространяют фейковые новости, а иногда распространяют новости без подтверждения, потому что они, просто, неопытные люди, и то, что им кажется — новость, — они ее моментально дают, а подтвердить они ее не могут и даже не пытаются. Ведь многие из них — их контролируют, вот, те же самые ИГИЛовцы, и, конечно, они будут выпускать фейковые новости, те новости, которые им нужны. Но что касается серьезных средств массовой информации, то у них таких проколов с фейковыми новостями, практически, не бывает. То есть фильтры очень хорошие, фильтры очень сильные».
В тех СМИ, которые принято называть «качественными», есть правила, что информацию должны подтвердить несколько независимых друг от друга источников, что необходима проверка фактов, особенно когда речь идет о данных соцсетей. Но часто для издания важно — сообщить что-то первым, отмечает американский журналист Майкл Бом.
Майкл Бом американский журналист «Российская пропаганда говорит, что это сговор, это сговор против России, что это информационная война. Я думаю, что здесь причины гораздо проще. Всегда есть вот это давление быть первыми, то есть опередить конкурентов с какой-то новостью, это давление и спешка иногда приводит к публикациям лживой информации, но я бы сказал, что это не совсем злоумышленно».
Но фотографии окровавленных детей сложно воспринимать без эмоций и сочувствия. Кстати, еще 20 лет назад вышел фильм под названием «Хвост виляет собакой» или «Плутовство». По сюжету, помощники президента США, попавшего в сексуальный скандал, придумывают, как перед выборами отвлечь от этого внимание. И лучший способ — война с Албанией. На самом деле никакой войны нет, но чтобы жители США поверили в важную миссию американских военных, достаточно одного телесюжета про несчастную албанскую девочку с белым котенком:
Правда, албанская девочка — это нанятая юная американка, вместо котенка, она держит в руках пакет с чипсами, и бежит в съемочном павильоне. А взрывы и горящие дома — всего лишь ловкость рук и видеомонтаж. И тогда еще — никакого Twitter.