«Сережа Два Процента» сослался на биполярное расстройство личности
Лента новостей
В Москве началось оглашение приговору по делу «теневого банкира» Сергея Магина и 11 членов его преступного сообщества. Суд снизил сумму обналиченных ими денег — со 170 млрд рублей до 122 млрд рублей
Пресненский суд Москвы в понедельник приступил к оглашению приговора по делу одного из самых известных российских «обнальщиков» — Сергея Магина — и 11 предполагаемых участников его преступного сообщества. Уже в первый день стало ясно, что обвинение в полном объеме не устояло.
Судья Татьяна Васюченко снизила сумму незаконно обналиченных денег почти на 47 млрд рублей — с почти 170 млрд до 122,3 млрд рублей. Размер заработанных членами ОПС «комиссионных» также, по мнению суда, был скромнее на 235 млн рублей и составил не почти 849 млн, а более 611 млн рублей. Впрочем, окончательные цифры станут известны в финальной части приговора. Как ожидается, она прозвучит в среду, 28 декабря.
Перед оглашением приговора участникам процесса пришлось поволноваться — находящийся под подпиской о невыезде подсудимый Игорь Малеев не пришел вовремя, и когда уже стали появляться мысли, не придется ли суду объявить его в розыск, фигурант буквально влетел в зал. Только после этого из конвойного помещения привели Сергея Магина и еще нескольких арестованных. Часть находившихся под подпиской о невыезде и домашним арестом фигурантов разместились в толпе зрителей.
Приговор одному из крупнейших «теневых» банкиров озвучивала судья Татьяна Васюченко, известная по процессу над бывшей военной чиновницей Евгенией Васильевой. Она сразу же объявила, что считает доказанной вину подсудимых в инкриминируемых преступлениях: в создании организованного преступного сообщества и участии в нем, а также в незаконной банковской деятельности (ст. 210 и ст. 172 УК РФ). Кроме того, по мнению суда, Магин, его «правая рука» Вадим Рыбальченко и подсудимый Игорь Малеев совершили незаконную организация юридических лиц (ст. 173.1 УК РФ).
«Суд установил, что Магин, Рыбальченко, а также установленные и неустановленные следствием лица совершили создание преступного сообщества, а также осуществляли банковскую деятельность без регистрации, организованной группой с извлечением дохода в особо крупном размере», — зачитывала приговор судья. Она разбила его фактически на три части, признав участниками преступного сообщества лишь шестерых из 12 подсудимых, хотя статья 210 УК изначально вменялась всем.
ОПС Магина
По данным МВД, преступная группа была создана не позднее 10 января 2012 года в Москве 45-летним уроженцем подмосковных Мытищ председателем ТСЖ «Панорама» Сергеем Магиным, которого в определенных кругах знали под прозвищем «Сережа Два Процента» — его он получил благодаря размеру комиссионных, которые он брал за свои услуги. Впрочем, из приговора следовало, что теневые банкиры работали и за более скромный процент, но не менее чем за полпроцента.
Схема их деятельности была такова: деньги клиентов безналичным путем переводились на расчетные счета «фирм-однодневок» или физических лиц, открытые в подконтрольных им банках. Затем средства обналичивались через кассы кредитных учреждений или банкоматы. В суде было названо несколько банков, задействованных в противоправной схеме, в частности, КБ «Маст-банк», АКБ «Окский» и Интеркапитал-Банк, Военно-промышленный банк. В приговоре также говорилось, что часто обналиченные деньги хранились в депозитарии, а нередко по специальным адресам, откуда их забирали клиенты. «Также передача денежных средств осуществлялась в местах, неустановленных следствием», — сказала судья. По просьбе клиентов теневые банкиры совершали и сделки по купле-продаже валюты.
В платежной цепочке было задействовано более десятка фиктивных фирм, через которые «обнальщики» проводили астрономические суммы. Они использовали поддельные печати и учредительные документы. При этом члены ОПГ вели тщательно законспирированную систему записей транзитного движения денежных средств, которую не мог разобрать посторонний человек.
Арифметика следствия не совпала с арифметикой суда
О пресечении деятельности одной из самых крупных обнальных площадок в стране МВД сообщило летом 2013 года. Разработку вело Главное правление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБ и ПК) во главе с его тогдашним руководителем генерал-лейтенантом Денисом Сугробовым. Сейчас его самого судят в Мосгорсуде за организацию ОПС.
Тогда сообщалось, что преступная группа действовала не менее пяти лет на территории Московского и других регионов страны. Однако в итоге следователи смогли предъявить задержанным обвинения за полтора года их деятельности — с 10 января 2012 года по 4 июля 2013 года. По данным следствия, члены преступной группы конвертировали и вывели за рубеж (как правило деньги уходили на счета в государства Балтии и на Кипр) в общей сложности более 169 млрд рублей, а комиссионные членов ОПС составили свыше 846 млн рублей. Однако судья сочла, что шестеро членов ОПС «прокачали» через «свои» банки 122 млрд 271 млн рублей, а их незаконный доход она оценила в 611 млн 357 тысяч рублей.
Консультант, банкир, торговец и больной
Стоит отметить, что ни в ходе следствия, ни в ходе судебного процесса Сергей Магин свою вину не признавал. Он объяснял найденную у него дома наличность на общую сумму порядка $100 тыс высоким уровнем собственных доходов, а также говорил, что средства принадлежат его гражданской жене. Также Магин заявил, что являлся учредителем коммерческой фирмы, которая готовила продавцов-кассиров для торговых центров и занималась оптовой продажей одежды и обуви. Его зарплата в ней составляла 800 тысяч рублей. Магин объяснил, что он был представителем крупной китайской компании «Камелот-Групп», которая имела множество контрактов на поставки товаров в страны Европы. Также подсудимый рассказывал, что являлся членом совета директоров одного из латвийских банков, который он активно консультировал. По словам Магина, он был знаком с руководителями многих других кредитных учреждений, которые рекомендовал своим партнерам, друзьям и родственникам. В этом он не видел ничего предосудительного и настаивал, что ничего противоправного не совершал. Более того, он сообщил о нарушениях его прав, которые имели место в ходе следствия.
В частности, Магин заявил, что генерал МВД Денис Сугробов и его подчиненные после задержания не давали ему связаться с родственниками и адвокатом и уговаривали дать признательные показания в обмен на перевод под домашний арест, следовало из приговора. Под конец «Сережа Два Процента» сослался на имеющийся у него диагнозы — сахарный диабет второго типа и биполярное расстройство личности, приступы которого у него случались каждые два-три месяца, его клали в больницы и этот диагноз подтверждали врачи.
Позиция защиты
Адвокат Сергея Магина Карен Егиазаров в интервью Business FM назвал предъявленные его клиенту обвинения абсурдными. Он считает, что следствие не конкретизировало его, а именно когда, с кем и при каких обстоятельствах Магин создал ОПС. «Это непонятно и никаким образом не доказано материалами дела», — сказал адвокат. Защитник считает, что в деле нет доказательств и незаконной банковской деятельности. «Хотя все пишут и кричат, что Магину вменяют вывод денег за рубеж и обналичивание, это неправда. Ему не вменяют ни первое, ни второе. Да и совершить ничего подобного он не мог, так как не являлся банковским работником», — сказал защитник. По его словам, никто из работников или руководителей задействованных в обнальной схеме банков не подтвердил, что Магин контролировал деятельность кредитных учреждений. Именно поэтому ни один из сотрудников банков в итоге не был привлечен к уголовной ответственности, отметил адвокат. При этом он добавил, что озвученные судьей сегодня цифры нельзя считать окончательными. «Судья разделила фигурантов на три группы, не связанные между собой. Пока ничего законного я в приговоре не услышал», — сказал защитник.
Егиазаров добавил, что вину по делу признала лишь бухгалтер Инна Чеутина, которая заключила со следствием сделку, но ее расторгла Генпрокуратура. «Она сделала это только для того, чтобы освободится из-под стражи», — считает юрист. При этом он назвал запредельными сроки, запрошенные обвинением для подсудимых: для Сергея Магина и Вадима Рыбальченко прокуратура запросила по 15 лет колонии, а для других десяти подсудимых — от 6 до 14,5 года заключения. Ожидается, что чтение приговора займет не менее трех дней.