Обстрел российского госпиталя и вето по Сирии: какая судьба уготована Алеппо?
Лента новостей
На 6 декабря запланированы переговоры в Женеве между Россией и США по полному выводу умеренных повстанческих группировок из Алеппо. Однако настроения сторон явно изменил обстрел российского госпиталя в Алеппо. Что теперь будет с этим городом?
Ночное заседание Совбеза ООН по Алеппо: Россия и Китай наложили вето. Документ призывал к прекращению огня в Алеппо на первоначальный период длиной десять дней, включая удары по позициям террористических организаций «ан-Нусра» и «Исламское государство».
Проект был подготовлен Египтом, Новой Зеландией и Испанией еще неделю назад. Однако 3 декабря Сергей Лавров сообщил, что Вашингтон передал Москве новые предложения по урегулированию ситуации в сирийском Алеппо, и поэтому Россия предложило отложить голосование по проекту резолюции до встречи экспертов России и США. В итоге Москва и Пекин наложили вето. Против также проголосовала Венесуэла. Ангола при голосовании воздержалась.
Сирийские правительственные войска установили контроль над районом Тарик аль-Баб в восточном Алеппо. По предварительным оценкам армия Сирии освободила около 40% территории, которую ранее контролировала оппозиция. Спецпосланник ООН Стаффан де Мистура заявил, что восточный Алеппо теперь фактически разделен на две части.
Медицинский городок Минобороны днем ранее попал под обстрел, есть жертвы. Международный комитет Красного Креста заявил, что все стороны сирийского конфликта не соблюдают «обязанности по защите медработников, пациентов и больниц». В Минобороны России назвали циничным такой комментарий. Как сказал официальный представитель Минобороны России Конашенков, «мы рассчитывали, по меньшей мере, на уважение к деятельности наших врачей в Алеппо и на осуждение действий боевиков так называемой оппозиции», однако «получили циничные комментарии, не достойные высокого статуса Международного комитета Красного Креста». «Это убийство — момент истины, «понимаешь, с кем имеешь дело», — сказал Конашенков.
С одной стороны, фактически все идет к тому, что Алеппо действительно будет взят правительственными войсками. Как минимум, те кварталы, которые имеют стратегическое значение. Возможно, некие наиболее упрямые повстанцы останутся в районе Старого города, но с военной точки зрения это не особо важно. Однако что будет дальше, предсказать невозможно.
Антон Мардасов военный эксперт, руководитель отдела исследований ближневосточных конфликтов института инновационного развития «Несмотря на широкий резонанс в СМИ, на самом деле, не понятно ничего. Внешние игроки — это внешние игроки, но не стоит сбрасывать со счетов поведение самих группировок. Даже если сейчас сирийская армия город возьмет, я не понимаю, как они собираются контролировать все эти территории, особенно Алеппо. Не секрет, что сирийская армия крайне ослаблена, за нее воюют даже иракцы и палестинцы. И удерживать суннитские территории шиитскими отрядами было бы крайне опрометчиво. Выделение отрядов армии, в которых есть доля суннитов тоже потребует большого напряжения сил».
Основные группировки, действующие в районе Алеппо против правительственных войск — это «Джабхат ан-Нусра» и «Харакят Нур ад-Дин аз-Зинки». Согласно множеству свидетельств, они давно поддерживаются вовсе не США, а Турцией. Влияние на них США крайне ограничено. Но. тем не менее, переговоры будут вестись не с Турцией, а с США. Это необходимо из соображений международной политики, так как сейчас все происходит на фоне взаимных обвинений в гуманитарных преступлениях. И поэтому Турция, при всем ее реальном и большом весе в ситуации, в переговорном процессе оказывается несколько в стороне, считает старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Леонид Гусев.
Леонид Гусев старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России«Несмотря на то, что Турция рядом, у нее одна из сильнейших армий, все равно на данном этапе Соединенные Штаты играют тоже важную роль в сирийском конфликте. И поэтому наше руководство идет на то, чтобы переговариваться именно с американцами. Как это все окончательно будет решено, конечно же, сейчас сказать довольно сложно. Обвиняют нас во всяких делах нехороших… Мы, естественно, говорим, что основную тяжесть преступлений несут вот эти вот боевики, которые там есть. Поэтому на данном этапе именно сотрудничество с Соединенными Штатами пока будет на первом плане у нас».
В воскресенье временные члены Совбеза ООН — Египет, Новая Зеландия и Испания — внесли проект резолюции о недельном перемирии в Алеппо. Он предусматривал недельное прекращение боев и создание гуманитарного коридора в восточную часть города. Однако в понедельник Сергей Лавров назвал этот проект «в значительной части провокацией».
Российская позиция однозначная: повстанцы должны покинуть город, а те вооруженные группировки, которые откажутся это сделать, будут приравнены к террористам. Представители повстанческих группировок со своей стороны заявили в понедельник, что ни о каком уходе из города не идет и речи, они «будут биться до последней капли крови».