Мосгорсуд решил повнимательнее присмотреться к делу генерала СКР Никандрова
Лента новостей
Мосгорсуд в кассационном порядке проверит законность возбуждения уголовного дела о коррупции в СК, фигурантами которого стали трое высокопоставленных сотрудников центрального аппарата, включая генерала Дениса Никандрова. Вышестоящая инстанция затребовала материалы из Лефортовского суда
Мосгорсуд возбудил кассационное производство по жалобе адвокатов начальника столичного главка Следственного комитета России Дениса Никандрова, обвиняемого в получении взятки в размере 500 тысяч евро от «вора в законе» Шакро Молодого. Его защитники оспаривают законность возбуждения дела в отношении следователя Федеральной службы безопасности.
Как стало известно Business FM, 17 ноября Мосгорсуд постановил истребовать материалы из Лефортовского суда Москвы, следует из информации, размещенной на сайте суда. Именно там адвокаты Дениса Никандрова этим летом обжаловали решение Главного следственного управления Федеральной службы безопасности.
16 июля ФСБ возбудила уголовное дело в отношении руководителя управления собственной безопасности СКР Михаила Максименко и его заместителя Александра Ламонова. Из него впоследствии и выделили материалы в отношении Дениса Никандрова. Дело в отношении генерала как так называемого спецсубъекта несколькими днями позже возбудил лично председатель СКР Александр Бастрыкин. Впоследствии 18 июля заместитель генпрокурора Виктор Гринь распорядился объединить оба дела в одно производство и передать его для дальнейшего расследования в ФСБ РФ «в целях объективности».
Право расследовать дело
По мнению защиты, ФСБ не имела права возбуждать и тем более расследовать дело. Как считают адвокаты, это был должен делать СКР. В Лефортовском суде Москвы защитники, в частности, ссылались на то, что в соответствии со статьей 448 Уголовно-процессуального кодекса дела в отношении руководителей и следователей вышестоящих следственных органов возбуждаются председателем СК или его заместителем.
Хотя Максименко и Ламонов непосредственно и не занимались расследованием дел, но считались руководителями следственных органов СК, а потому возбуждение дела в отношении них также должен был санкционировать глава СК, отмечали юристы. При этом адвокаты ссылались на пункт 3 статьи 4 закона «О следственном комитете», который признает руководителями следственных органов руководителей подразделений центрального аппарата Следственного комитета их первых заместителей. Они указали, что в статье 29 закона «О следственном комитете» прописан порядок привлечения сотрудника СК к уголовной ответственности. Из нее следует, что производство расследования в отношении следователя СК относится к исключительной компетенции следственных органов СКР.
Однако 3 августа районный суд, рассмотрев в закрытом заседании жалобу защиты, признал возбуждение дела законным. 25 августа Мосгорсуд подтвердил правильность этого решения, и оно вступило в силу. Защита Никандрова в надзорном порядке подала в Мосгорсуд кассационную жалобу.
Шансы на успех
Как следует из информации на сайте суда, 17 ноября судья кассационной коллегии по уголовным делам Ольга Свиренко решила истребовать материалы дела из Лефортовского суда Москвы. Как рассказала Business FM руководитель пресс-службы Мосгорсуда Ульяна Солопова, теперь, после того как материалы дела поступят в кассационную инстанцию, судья в течение 30 дней будет их изучать. «Если судья усмотрит основания для пересмотра дела, то оно будет вынесено на заседание президиума Мосгорсуда, в котором участвуют минимум пять, а максимум девять судей», — описала она особенности процедуры.
Адвокат Дениса Никандрова Алексей Мезенцев воодушевлен тем, что Мосгорсуд решил повнимательней присмотреться к громкому уголовному делу. «Обычно кассационную жалобу сразу возвращают, а раз решили истребовать материалы, то это значит, что есть подвижки. Это вселяет надежду в то, что ее рассмотрят по существу», — сказал защитник в беседе с радиостанцией. Он вовсе не считает фантастическим сценарий, при котором Мосгорсуд может признать возбуждение громкого дела Федеральной службой безопасности незаконным. «Я допускаю это, поскольку решение ФСБ незаконно», — сказал он.
В то же время, по мнению управляющего партнера адвокатского бюро города Москвы «Соколов, Трусов и партнеры» Федора Трусова, такой сценарий развития событий является исключительным. «Все-таки это дело является довольно резонансным, и если допустить, что Мосгорсуд заслушает его на президиуме и вынесет решение в пользу защиты, это будет означать, что дело будут обязаны прекратить, а фигурантов — выпустить из-под стражи. Это будет что-то из ряда вон выходящим, а потому маловероятно», — полагает эксперт. При этом он добавил, что на рассмотрение президиума Мосгорсуда поступает менее 10% всех подаваемых кассационных жалоб.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что даже если Мосгорсуд рассмотрит вопрос о законности возбуждения дела, то решения нижестоящих инстанций там устоят. «Две инстанции уже утвердили законность возбуждения дела, и нужны очень веские основания для того, чтобы их отменить. Процент этого очень небольшой. В этом деле есть конфликт интересов, и Мосгорсуд, скорее всего, будет руководствоваться этим, поскольку расследовать дело органу, в котором человек работал и деятельность которого курировал, очень нелогично, ведь есть вероятность воздействовать на следствие. Поэтому я думаю, что это здесь будет учитываться», — считает Кабанов.
Заместитель начальника столичного управления Следственного комитета России Денис Никандров, руководитель управления собственной безопасности СКР Михаил Максименко и его заместитель Александр Ламонов были арестованы 19 июля этого года. Сотрудников СКР заподозрили в получении взятки (ч. 6 ст. 290 УК РФ) в размере 500 тысяч евро от представителей «вора в законе» Захара Калашова по прозвищу Шакро Молодой. По данным СМИ, сотрудники Следственного комитета за крупное вознаграждение взялись решить вопрос с переквалификацией дела и освобождением из-под стражи «правой руки» Калашова Андрея Кочуйкова по прозвищу Итальянец и его подручного Эдуарда Романова.
Сами фигуранты вину отрицают. По мнению Дениса Никандрова, уголовное дело — это результат конфликта отдельных представителей управления «М» ФСБ РФ и управления собственной безопасности СК РФ. «Его руководитель Максименко не шел у них на поводу при назначениях в органы СК РФ», — написал он в письме, направленном летом этого года из СИЗО главе СКР Александру Бастрыкину.