Няню Бобокулову отправили на принудительное лечение вместо колонии
Лента новостей
Суд решил, что гражданка Узбекистана, убившая четырехлетнюю парализованную девочку в Москве, опасна для себя и окружающих
Гражданку Узбекистана Гюльчехру Бобокулову, жестоко убившую парализованную девочку, зеа которой она приглядывала, ждет лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа. Хорошевский суд Москвы направил ее на принудительное лечение, решив, что она опасна для себя и окружающих. От уголовной ответственности няня-убийца была освобождена.
На заключительное слушание по делу в суд приехали несколько десятков журналистов — так потрясла всех трагедия, которая произошла 29 февраля этого года на улице Народного ополчения. В тот день 38-летняя Гюльчехра Бобокулова задушила четырехлетнюю Настю, у которой она работала сиделкой. Взяв кухонный нож, она отрезала ребенку голову и с помощью лампады подожгла квартиру. Женщина отправилась к метро «Октябрьское поле», где принялась размахивать страшным трофеем. Она утверждала, что является «террористкой» и угрожала себя взорвать. Сотрудники полиции не сразу ей поверили, решив, что в руках у нее муляж.
Вскоре после задержания выяснилось, что на своей родине в Узбекистане Бобокулова больше десятка лет состояла на психиатрическом учете с диагнозом «шизофрения». 24 ноября она разительно отличалась от человека, который во время ареста передавал всем «приветы» и заявлял что расправиться с девочкой ей «приказал Аллах». Фигурантка дела, сжавшись, сидела в клетке, так и не сняв зеленую зимнюю шапку и синюю дутую куртку. Полчаса Бобокулова стояла вместе со всеми, пока судья зачитывала решение, потом устала и села. Подняться ее не заставляли.
Круглосуточная сиделка
Оглашая постановление о применении мер медицинского характера, судья признала Бобокулову виновной в инкриминируемых преступлениях: в убийстве малолетнего, уничтожении чужого имущества и заведомо ложном сообщении об акте терроризма (п. «в», ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 167 УК РФ и ч. 1 ст. 207 УК РФ). Только за убийство ребенка фигурантке грозило до 20 лет. Однако суд освободил Бобокулову от уголовной ответственности в связи с тем, что экспертиза признала ее невменяемой. Специалисты института имени Сербского констатировали: болезнь «мешает ей осознавать характер своих действий и руководить ими».
Судебный процесс по делу Гюльчехры Бобокуловой начался 24 октября и занял ровно месяц. В ходе него стало известно, что няней у маленькой Насти она работала полтора года. Устроившись на работу через знакомую, женщина стала фактически круглосуточной сиделкой для девочки, страдавшей поражением центральной нервной системы и головного мозга, а также эпилепсией. Родители делали все возможное для ребенка — даже возили на консультацию в Германию, но это не помогло. Она не могла разговаривать, ходить и даже видеть, но различала свет. Шесть дней в неделю «няня Гуля» была при ней, а родители девочки — Екатерина и Владимир Мещеряковы — платили за это 30 тысяч рублей. За проживание и еду няня денег не давала.
В суде Гюльчехра Бобокулова призналась, что слышать «голос Аллаха» она стала примерно за месяц до трагедии. Именно он нашептывал ей, что надо убить ребенка. Утром 29 февраля она «исполнила его волю». Бобокулова рассказывала, как взяла кухонный нож, заточила с помощью кружки. После убийства она сняла с девочки золотой крестик и сережки. «Аллах сказал, чтобы я оставила их матери на память», — заявила она.
Увлечение религией
Странности в поведении Бобокуловой не остались без внимания работодателей. Они заметили, что та с помощью планшета постоянно заходит в «Одноклассники», много пишет, а также просматривает мусульманские сайты. Затем няня стала часто плакать. Сама подсудимая пояснила, что приступы религиозности ее стали посещать после знакомства со вторым мужем. По словам женщины, с ним она стала «более верующей»: прекратила носить брюки и цветную одежду, пять раз в день совершала намаз.
Родителям девочки не нравилось, что сиделка стала уделять ей меньше внимания. Они даже отняли у нее планшет и оштрафовали, уличив в том, что она не выполняет обязанности по уборке квартиры. Также их возмутило, что как-то домой к ним пришел один из трех няниных сыновей и «съел в доме все продукты». В ответ на отповедь няня сильно разозлилась, повела себя агрессивно и пригрозила уйти, рассказывали суду Мещеряковы. В то, что она может причинить их дочери зло, они поверить не могли.
Медики пришли к выводу, что к моменту убийства у Бобокуловой развилось «острое маниакальное состояние», сопровождавшееся мессианскими идеями и бредом», а также галлюцинации. В свою очередь, судья Виктория Котенева зачитала показания сотрудников полиции с места происшествия. Отправившись к метро, Бобокулова обещала: если ее застрелят, то «Аллах покарает всех» и «настанет конец света».
«Бобокулова представляет опасность для себя и окружающих», — сказала судья. Она оставила без рассмотрения иски потерпевших к подсудимой о возмещении материального ущерба — стоимость сгоревшего имущества Екатерины и Владимира Мещеряковых, а также Светланы Скачковой — хозяйки квартиры, сдававшей им жилье, оценили в 6,5 млн рублей. Потерпевшие могут подать их повторно в порядке гражданского судопроизводства. Воспользуются ли они этим правом, пока не ясно. На сегодняшнее слушание никто из вышеназванных лиц не пришел.
Что же касается Гюльчехры Бобокуловой, то ее освободят из-под стражи, как только она поступит в стационар. Для того, чтобы обжаловать судебный акт, у потерпевших и прокуратуры есть десять дней.