Процесс против Улюкаева перерастет в «дело либералов-вредителей»? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
В деле появляются новые имена. Многие воспринимают арест экс-министра как атаку на системных либералов, то есть на блок, который оказался под прицелом уже давно и явно после отмашки сверху, считает политолог
Дело бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева обрастает новыми именами и грозит перерасти в дело «либералов-вредителей». Теперь, как выясняется из «сливов», расследование может коснуться уже не только приватизации «Башнефти» «Роснефтью», которой в свое время, как и Улюкаев, противились и Андрей Белоусов, и Аркадий Дворкович, и косвенно упомянутый тут Игорь Шувалов, но и других эпизодов. Например, назначений в Росреестр, якобы продавленных Улюкаевым.
Уже вброшена информация, что под следствие могут попасть еще человек семь-восемь. В этом случае дело «взяточника» Улюкаева перерастет в «дело либералов-вредителей». Попадание в «предпроскрипционные списки» помощника президента по экономике и отнюдь не либерала Андрея Белоусова объясняется тем, что в свое время он назвал покупку одной госкомпанией другой государственной компании глупостью. При этом он — председатель совета директоров «Роснефти». Если арест действующего министра уже сам по себе беспрецедентен в истории постсоветской России, то целенаправленный «слив» из правоохранительных органов имен действующих чиновников как чуть ли не подследственных — это уже переход к войне против определенной номенклатурной группировки вообще без всяких правил и приличий.
Арест Улюкаева многими так и воспринимается — как массированная атака на так называемых системных либералов, он же «финансово-экономический блок правительства», на который давно — и явно с санкции сверху — точили зубы официозные пропагандисты и консервативные охранители. Некоторых так теперь и вовсе охватил настоящий охотничий раж: мол, ату их, добить гадов! Все это происходит на фоне полоскания в масс-медиа версий насчет развернувшейся уже давно «битвы Игорей Ивановичей» — главы «Роснефти» Сечина и первого вице-премьера Шувалова, результатом чего якобы и стали неприятности Улюкаева. Судя по этим публикациям, битва будет славная, но не все увидят рассвет.
Для пущего нагнетания «пропагандисты-либералофобы» стращают: дескать, этот лагерь «агентов влияния мировой закулисы» вот-вот нанесет ответный удар, а потому — «Бди, товарищ патриот!» Однако страхи этой части общественности по поводу контратаки либералов явно преувеличены. Эти люди как в рот воды набрали и на самостоятельные политические действия не способны. Оценивая арест Улюкаева, они либо употребляют слово «шок», как Анатолий Чубайс, либо повторяют банальности насчет того, что «нужно провести тщательное расследование», как Алексей Кудрин. Герман Греф назвал арест странным и предложил ждать информации. Как будто никто не знает, что происходит на самом деле. Еще, конечно, непонятно, зачем Кудрин продолжает и теперь корпеть над какой-то там новой экономической стратегией для Путина, если в воздухе повис вопрос о смене экономического курса, олицетворяемого такими, как Кудрин, и очищения от «либеральной скверны».
Впрочем, может, не все так драматично? Ведь российский президент не любит, когда в его окружении полностью ослабляется одна группировка в пользу необычайного усиления другой. А ведь про эту «другую» сейчас как раз стали говорить, что ее неформальный вождь обрел такую силу, что чуть ли не встал вровень с самим Путным. Те, кто раздувают эту версию, явно оказывают этому человеку плохую услугу. Потому что лидер в России, который на самом деле и принимает все сколь-либо значимые решения, один — второму не бывать. Так что условные либералы, может, не зря набрали в рот воды и боятся выступить даже с робкой фрондой против своих обидчиков? А вдруг это разозлит Большого Начальника? Они надеются, что любящий сдержки и противовесы президент как-то их ободрит и всех в обиду все же не даст.
Впрочем, ситуация и тенденции в экономике, возможно, уже таковы, что они могут на сей счет и заблуждаться. Следственный комитет России официально заявил, что в деле Улюкаева только один фигурант и один эпизод, а «вся иная информация о способах совершения преступления, количестве фигурантов и эпизодов, оперативно-разыскных мероприятиях и сроках разработки не соответствует действительности и целиком находится на совести тех изданий, которые используют недобросовестные, неосведомленные и некомпетентные источники». По данным газеты «Коммерсантъ», накануне по окончании заседания правительста Дмитрий Медведев поручил Игорю Шувалову встретиться с сотрудниками Минэкономики, чтобы успокоить их.