Осада Алеппо: брать или не брать — вот в чем вопрос. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Аккурат ко времени президентских выборов в США авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» после продолжительного похода подошел к Сирии. Планировалось, что он огневой мощью поддержит решающее наступление на осажденный войсками Башара Асада Алеппо. В то же время, российское командование сообщило, что оно продолжит делать так называемые «гуманитарные паузы» для выхода из окруженной части города боевиков и мирных жителей
Пока организация «гуманитарных пауз» не дала, судя по всему, желаемого эффекта. А примерно неделю назад боевики из «Джебхат Фаттах аль-Шам», бывшей «ан-Нусры», так и вовсе предприняли попытку контрнаступления из осажденной восточной части Алеппо. Скорее всего, они не собираются сдаваться войскам Асада и даже выходить из города с оружием, несмотря на все обещания и гарантии Дамаска.
Все это происходит на фоне президентской пересменки в Америке, которая теперь, когда неожиданно для многих победил Дональд Трамп, лишь усилила неопределенность. В том числе для российского командования.
С одной стороны, Барак Обама стал классической, как говорят, в Америке «хромой уткой». Он не только уходит сам, но и вообще Белый дом перейдет под контроль другой партии. Преемственности во внешней политике, в том числе, на Ближнем Востоке и применительно конкретно к Сирии от администрации Трампа ожидать не приходится. И вроде бы создается ситуация, когда руки у Обамы развязаны. И можно за оставшиеся примерно два месяца так «наураганить», чтобы уж точно войти в историю. Разумеется, отбить иракский Мосул у ИГИЛ и отчитаться о важной, наконец, победе в длинной череде ближневосточных неудач администрации Обамы. Однако Мосул все же берет иракская армия и курдские ополченцы, а не спецназ США. А что делать с Сирией в оставшееся время — вообще непонятно. У того же Джона Керри, который точно не сохранит свой пост, резко снижается мотивация проводить долгие часы в утомительных переговорах по Сирии с Сергеем Лавровым.
Предпринять что-то решительное? Но это просто не в традициях американской политической культуры, чтобы «хромая утка» так разошлась бы в последние недели своего правления, чтобы затевать какую-либо активность, что внутри страны, что за рубежом. Государственная машина работает на передачу дел и поиск сотрудниками будущего места своего применения. Разве что напоследок можно ввести какие-нибудь еще санкции против России. Но и это вряд ли. Если только некие действия Москвы не будут восприняты как уж совсем откровенный вызов американскому самолюбию. Наиболее вероятный сценарий — это тот, согласно которому по инициативе Америки в той же Сирии, скорее всего, не будет происходить ничего существенного, кроме доведения до конца тех начинаний, которые уже осуществляются. К примеру, можно помочь курдам отбить от ИГИЛ Ракку.
С другой стороны, у Москвы и у Башара Асада возникает вроде бы искушение решить вопрос с тем же Алеппо. Взять его, наконец, и добиться перелома в гражданской войне с исламистами. Однако активизация боевых действий опять грозит возобновлением информационной кампании на Западе и в самих США по поводу того, что, дескать, русские бомбы убивают мирных жителей восточного Алеппо. То, что в подаче тех же СМИ штурм Мосула с полуторамиллионным населением рисуется как освобождение вообще якобы без жертв среди населения, каковая тема просто не поднимается, никого не смутит.
И тут во весь рост встает проблема Трампа. Одно дело, что он говорил весьма благожелательно относительно перспектив совместных действий с Россией в Сирии против того же ИГИЛ во время избирательной кампании, и другое дело, когда ему придется реагировать на информационный поток относительно «варварских бомбардировок». А он, кстати, и во время кампании действия России в Сирии в этой части осуждал. Так что его реакция теперь может оказаться не такой нейтральной, как хотелось бы. И это может сорвать еще даже не начавшийся диалог с новой администрацией. Еще даже непонятно, кто там какие посты займет, в том числе пост госсекретаря. Скорее всего, это будут люди жесткой правоконсервативной закалки «рейгановского ястребиного толка».
Возможно, в этой связи, наиболее разумным был бы пока переход к неким позиционным действиям, включающим ограниченные удары по исламистам восточного Алеппо. Если уж не удалось взять полностью город непосредственно к выборам в Америке. А там, глядишь, диалог все же завяжется. Ну, а «Адмирал Кузнецов», наверное, пусть пока там подежурит, раз уж доплыл. Не идти же обратно.