Неделя российского кино в Голливуде. На наши фильмы приходят не только бывшие соотечественники, но американцы. Об успехах российского кинематографа Business FM рассказала глава компании «Роскино»
В Лос-Анджелесе продолжается американский кинорынок. В этот раз впреддверии рынка впервые за три года в Калифорнии прошла Неделя российского кино. О том, кому она нужна в Голливуде, рассказала глава компании «Роскино» Екатерина Мцитуридзе. С ней беседовала корреспондент Business FM Евгения Смурыгина.
В этом году проходила Неделя Российского кино в первый раз за три года. Последний раз она была в 2013 году. Чем объясняется такой перерыв?
Екатерина Мцитуридзе: Тем, что предыдущие 2 года мы пытались убедить Министерство культуры, что, когда такие сложные политические отношения, очень важно делать культурную экспансию, проводить Недели, делать фестивали именно в США, поскольку с этой страной у России противоречия на политическом фоне. Именно поэтому на фоне культуры мы должны максимально сближаться, но мы не находили понимания. И только весной прошлого года, когда мы успешно провели мероприятия на Каннском кинорынке, были его партнерами, российское участие стало очень заметно. После чего мы еще раз возобновили переговоры с Министерством культуры, и наша идея провести Неделю Нового Российского кино была одобрена. Мы в супер сжатые сроки подготовили всю программу, и несмотря на то, что у нас было мало рекламы, физически было не успеть, мы собрали полные залы. Надеюсь, что Неделя станет ежегодной и нам не придётся больше готовить ее в таком режиме.
То, что вы говорите, означает, что без поддержки государства такие вещи не могут существовать, у вас ведь всегда есть партнеры?
Екатерина Мцитуридзе: Да, у РОСКИНО есть постоянный стратегический партнер — ПАО «Аэрофлот». Кроме этого партнером Недели Нового Российского кино выступила компания TVzavr. Но вопрос в том, что любая задача по продвижению национальной культуры, кино, будь это фотография или современное искусство или музыка, любой вид развлечений или культуры, это задача государства. Потому что государство, в первую очередь, финансирует все эти проекты за свой счет. Оно должно их доносить до конечного адресата. А конечный адресат — не только в России, не только в ближнем зарубежье. Конечный адресат для нас — это максимально широкая международная аудитория, потому что на тех же самых сложных территориях, как США — сложных, с точки зрения продвижения, — и начнется мода. Если будет мода на русское кино во Франции и в США, тогда будет проще продавать отечественный продукт и на все остальные территории. Разумеется, есть ещё Китай. С Китаем дела обстоят гораздо лучше, чем с США. Например, новая картина Федора Бондарчука «Притяжение», как вы уже знаете, выйдет в прокат одновременно в Китае и в России. В данный момент ведутся переговоры по поводу «Викинга», и результаты превосходят ожидания компании Central Partnership в десятки раз. Относительно США всегда присутствует некий стереотип, что российское кино здесь никому не нужно. Вот именно поэтому здесь и надо проводить большую работу. И потом, ошибочно думать, что мы здесь никому не интересны. Во время Недели Нового Российского кино мы показывали фильмы в двух ведущих университетах Калифорнии — University of South California (School of Cinematic Arts) и New York Film Academy (Los Angeles campus), а также в модных кинотеатрах Лос-Анджелеса — ArcLight Hollywood и Laemmle Monica Film Center. Залы были заполнены на сто процентов — более двух тысяч зрителей активно интересовались фильмами, причем не только бывшие соотечественники, но многие профессионалы индустрии, и простые зрители. Каждый новый человек, каждая новая эмоция вызванная российским кино, — это новая эмоция по отношению к России. Все эти слова благодарности от американских зрителей после увиденных фильмов — это плюсы в сторону России, наши зачеты по поводу имиджа страны в мире. И разумеется, здесь государство должно нас поддерживать. Маркетинг не менее важен чем производство. Это данность сегодня. И второй момент — стабильность, французы тратят на неделю французского кино COLCOA больше миллиона долларов и проводят её в Лос-Анджелесе ежегодно уже 20 лет.
На Неделе Нового Российского кино у вас были такие фильмы, как «Хороший мальчик», «Тряпичный союз», «Дуэлянт», «Зоология», и то, что сейчас активно продается на американском кинорынке — «Притяжение». Все эти проекты поддержаны Министерством культуры. А как сейчас обстоят дела? Они же их поддержали чуть раньше, и вот мы сейчас видим результат. Поддерживает ли сейчас Минкульт фильмы, выдает деньги проектам, которые мы увидим через несколько лет, через год-два?
Екатерина Мцитуридзе: Я надеюсь, пока мы с вами находимся в Лос-Анджелесе, ничего не менялось в системе финансирования. Если серьёзно, я считаю, что все так же и должно быть, Минкульт поддерживает авторов, детское кино, дебюты, а фонд кино — потенциальные блокбастеры. Но было бы правильно увеличить финансирование и сделать прозрачной систему отбора проектов.
Давайте немного поговорим про американский кинорынок. Два года назад здесь у всех было шоковое состояние, потому что рухнул рубль. Сейчас кажется, что российские компании чуть оправились, больше работают на экспорт, больше продают. Каковы ваши ощущения?
Екатерина Мцитуридзе: Во-первых, я хочу заметить, что кризис на российском кино в этом смысле сказался очень удачно, потому что отпало очень много, если сказать на сленге, «левых» компаний, которые не занимались профессионально дистрибуцией кино и просто поддерживали некий образ жизни, связанный с поездками, изображая дистрибуцию. Если перефразировать Вуди Аллена «Деконструируя Гарри», то тут было «деконструируя дистрибуцию». Сейчас в Лос-Анджелес, Торонто, Канн, Берлин, Гонконг — в эти важные поездки, с точки зрения рынка, — ездят очень осознанно. Компании понимают, на что именно они тратят деньги, зачем им это нужно, они понимают, как они действуют, как они отрабатывают деньги, что они продают, что они покупают. Поэтому сейчас рынок оздоровился. И например, сейчас на нашем объединенном стенде ROSKINO — Russian Cinema Worldwild реально большая активность. Я вижу очереди закупщиков на корнере Central Partnership, и я рада, что мы им выделили большее помещение, чем в прошлом году. Одновременно приходят два-три человека узнать о закупках на «Викинг». Все должно происходить соразмерно реальным результатам. А когда в отчёте о пребывание на кинорынке sales-агент пишет «провел встречи с таким-то и таким-то,( перечень более менее значимых имен), а потом — продал фильм пятилетней давности на кабельное телевидение западной Лапландии», — то, говорить не о чем.
Кстати, к вам на стенд ROSKINO стоит очередь из китайцев.
Екатерина Мцитуридзе: Китайцы активны, это правда. Это очередь и на «Викинг», и на «Притяжение» Бондарчука, хотя уже все почти предпродано. Я думаю, что у нас будут очень хорошие результаты в этом году по итогам продаж. Пока все держат в секрете, потому что сделки только-только ведутся и даже еще не подписаны. Но по нашей информации по 30-40 территорий закрыто на каждый проект. И у Дмитрия Литвинова, из Planeta Inform, тоже много интересных проектов, довольны продажами «Защитников». Компания «Мирсанд», которая продаёт проекты Тимура Бекмамбетова всегда в большом плюсе. Дмитрий Рудовский, который лично занимается Art Pictures, доволен продажами «Притяжения».
И Александр Роднянский тоже приходит и сам работает.
Екатерина Мцитуридзе: Да. У него некоторые страны закрыты через компанию Columbia. Но некоторыми территориями занимается он сам и его компания. Александр Роднянский вообще редкий пример профессионала, который работает на всех фронтах, извлекает опыт из своих и чужих ошибок, и идёт вперед. «Дуэлянт» — наш любимый проект этого года, а в Канне уже ждут новый фильм Звягинцева.
То есть получается тенденция этого года — это то, что продюсеры, сами харазматичные люди, сами работают?
Екатерина Мцитуридзе: Продюсеры включились в активную работу с дистрибьюторами и сейлсами. Они уже не отдают на откуп фильм, а сами работают над продвижением и продажами, следят внимательно за работой sales-компаний. Это дает результат.
Тоже целебное влияние кризиса.
Екатерина Мцитуридзе: Также всегда делает Тимур Бекмамбетов. Его ребята замечательно работают — представляют сериалы и детскую анимацию, показали превосходный результат в Канне. Я думаю, что очень хорошие продажи будут у «Дуэлянта», который был нашим фильмом-открытием на Неделе Нового Российского кино. Три показа исторической драмы поддержали российский фильм, выдвинутый на Золотой глобус, и это отметила местная пресса, что, безусловно, важно для продвижения фильма.