GPS-телепортация из Кремля во «Внуково» — погрешности в пределах нормы
Лента новостей
Сбои в системы GPS неприятно удивили москвичей: проезжаешь Кремль, а навигатор показывает аэропорт «Внуково». Эксперты при этом говорят о допустимых погрешностях: такое случается во всем мире
Та же проблема с другой стороны. Пассажиры в аэропорту «Внуково» хотят сесть в такси, которое на самом деле едет мимо Кремля. О сбоях в работе гаджетов с GPS и «Глонасс» в центре Москвы СМИ активно пишут уже больше месяца. Жалуются в основном водители и таксисты. Очередь дошла и до пассажиров.
История, которой с редакцией поделился один из таксистов: машина едет мимо Манежки, звонок: «Ало, я возле 12-ой колонны!» Водитель ничего не понимает. Никаких заказов рядом у него нет, но профессионализм и желание заработать заставляют мысленно пересчитать колонны Большого театра. А вдруг там клиент? Однако выясняется, что клиент видит таксиста в аэропорту «Внуково» на экране своего смартфона. Об этой проблеме мы уже рассказывали. Из-за сбоев в работе гаджетов человеку, проехавшему условно от ХХС до Солянки, может быть выставлен счет за путешествие длиной в 40 километров. У экспертов нет сомнений: на территории Кремля установили «глушилку». И в этом нет ничего удивительного. В мире это весьма распространенная практика, говорит заместитель руководителя Лаборатории по компьютерной криминалистике Group-IB Сергей Никитин.
Сергей Никитин заместитель руководителя Лаборатории по компьютерной криминалистики Group-IB «Надо не забыть, что, например, американская система GPS, у нее есть специальный стандарт: военный, гражданский. В случае, например, каких-то военных действий это гражданская система, которая работает по всему миру, может давать очень большую погрешность. То есть это специально заложено в саму систему, американцы могут ее переключить так, чтобы она давала очень низкую точность для гражданских, и только военные приемники могли получать настоящую точность. Это абсолютно нормально».
Проверить возможности американцев в плане работы с GPS можно все в том же центре Москвы.
Роман Ромачев генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» «У нас есть посольство США в Москве. Они так же используют подобную систему. Они могут в любой момент ее включить, и в радиусе с определенным расстоянием все отключится. Территория посольства — это территория США, там свои законы, они могут привезти любой девайс, который работает на расстоянии и 100 метров, и 5 километров».
Именно для того чтобы, в случае возникновения каких-то проблем, «не потеряться», мы запустили свою навигационную систему «Глонасс», у европейцев есть «Галилео», Китай развивает систему «Бэйдоу». К слову, когда в районе Кремля начинают сходить с ума всевозможные гаджеты, теряют связь со спутником или улетают во «Внуково», в том числе и приборы, работающие с «Глонасс». Однако во всех вышеперечисленных случаях речь идет о создании помех для оборудования, используемого гражданскими. Для подавления сигналов на военных частотах тоже есть свои «глушилки» и «антиглушилки», но это уже совсем другая история, говорит эксперт ПИР-центра, профессор академии военных наук Вадим Козюлин.
Вадим Козюлин эксперт ПИР-центра, профессор академии военных наук «Приборы глушения находятся на земле, а спутники располагаются наверху. Как ни глуши, снизу серьезная система навигационная поймет: помеха исходит снизу, подставит защитный экранчик против этой помехи и будет продолжать принимать сигналы со спутников сверху. Бороться с такими военными целями, которые наводятся по военному сигналу, значительно сложнее, но тоже возможно, есть определенные технические решения и для этой задачи».
Почему оборудование спецслужб в Москве телепортирует людей от Кремля именно во «Внуково»? Самая популярная версия: ФСО защищает Кремль от беспилотников. В ПО дронов сегодня якобы изначально зашита информация о бесполетных зонах. Это в том числе аэропорты. То есть даже если человек, управляющий коптером, захочет направить дрон поснимать с воздуха аэропорт, беспилотник не послушается.
Однако эксперты постоянно говорят об уязвимости коптеров. В частности, на недавней конференции в Токио была представлена система, которая позволяет перехватить управление любительским беспилотником с помощью простого радиоприемника. Еще раньше на другой конференции было наглядно продемонстрировано, как дрон со спецоборудованием поднялся в воздух к другим коптерам, отсканировал их и буквально увел за собой всю стаю.