Полковника украинской разведки не перевели под домашний арест
Лента новостей
Защите не удалось убедить Мосгорсуд в том, что украинский журналист Роман Сущенко не является кадровым шпионом. В переводе под домашний арест в квартире его двоюродного брата ему было отказано
Мосгорсуд 27 октября отказался перевести под домашний арест украинского журналиста Романа Сущенко, обвиняемого в шпионаже (ст. 276 УК РФ). Решение о его заключении под стражу вступило в силу. Теперь защита намерена обратиться в Европейский суд по правам человека.
Слушание в Мосгорсуде прошло в закрытом режиме. Репортеров пригласили лишь на оглашение резолютивной части. Задавать вопросы арестованному запретили, однако украинские коллеги все же успели поинтересоваться, не нужно ли ему что-то передать в СИЗО. «Все хорошо», — заверил их Сущенко.
В Мосгорсуде адвокат Марк Фейгин обжаловал решение Лефортовского суда Москвы, который 1 октября санкционировал арест его подзащитного. О задержании гражданина Украины стало известно лишь спустя несколько дней, когда члены Общественной наблюдательной комиссии обнаружили его в ходе плановой проверки в СИЗО ФСБ «Лефортово».
Оказалось, что Сущенко с 2010 года работал собственным корреспондентом информагентства «Укринформ» во Франции. Однако в ФСБ заявили, что он является полковником Главного управления разведки Минобороны Украины. Ведомство сообщило, что Сущенко взяли «при проведении шпионской акции»: он якобы собирал сведения о российских вооруженных силах и Национальной гвардии. Спустя несколько дней ему предъявили обвинение в шпионаже.
Вскоре родственники и работодатель репортера наняли ему в адвокаты Марка Фейгина, известного по защите участниц группы Pussy Riot и украинской летчицы Надежды Савченко. На слушании 27 октября он просил Мосгорсуд перевести Сущенко под домашний арест в квартире его двоюродного брата в Москве. Именно к нему и его семье журналист приехал в конце сентября в гости, утверждал защитник. «Мера пресечения в виде домашнего ареста была бы разумной и гуманной», — сказал он. При этом, отвечая на вопрос Business FM, защитник не смог вспомнить случаи, когда бы обвиняемых в шпионаже (эта статья предусматривает от десяти до 20 лет заключения) отпускали под домашний арест.
После окончания заседания Фейгин рассказал, что настаивал на недоказанности вины Сущенко. Также он обратил внимание суда на то, что при его задержании был нарушен уголовно-процессуальный закон. Адвокат напомнил, что о задержании Сущенко никому не сообщили, тем самым лишив подозреваемого права заключить соглашение с адвокатом (вместо этого ему был предоставлен защитник по назначению). Также его лишили консульской поддержки.
Адвокат пытался убедить суд в том, что ранее ни в чем предосудительном Сущенко замечен не был. Он единственный кормилец в семье, у него есть супруга и двое детей. Однако суд не внял его доводам. «Решение Лефортовского суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу защиты — без удовлетворения», — озвучил судья Дмитрий Пронякин вводную и резолютивную часть своего решения.
Таким образом, с 27 октября решение об аресте вступило в законную илу. «Это открывает нам возможность для обращения в Европейский суд по правам человека», — сказал Марк Фейгин. Он намерен просить Страсбургский суд рассмотреть обращение в приоритетном порядке.
Защитник считает дело Сущенко политическим. «Любой из журналистов в этой напряженной политической обстановке может оказаться кем угодно по российскому законодательству», — уверен он. Юрист убежден, что Сущенко «никакой не кадровый шпион». «Он не сотрудник кадровой разведки, и об этом уже заявило Минобороны Украины», — привел спорный аргумент Фейгин.