«Генератор идей» для «Аэрофлота» попал под суд за хищение $123 млн
Лента новостей
В первый день процесса о хищении у «Аэрофлота» около 123 млн долларов показания в Савеловском суде Москвы дал бывший директор авиакомпании Евгений Шапошников. Маршал авиации, фактически, расписался в своей некомпетентности, заявив, что полностью доверял решение финансовых вопросов своим подчиненным. 8 ноября суд допросит его преемника — зятя Бориса Ельцина, также бывшего гендиректора «Аэрофлота», а ныне замглавы Минтранса Валерия Окулова
Савеловский суд Москвы во вторник приступил к рассмотрению второго уголовного «дела «Аэрофлота» — о хищении у авиаперевозчика почти $123 млн через швейцарскую фирму Forus. Единственный фигурант — бывший первый заместитель гендиректора Николай Глушков. Ему инкриминируется мошенничество в особо крупном размере (ч.4 ст. 159 УК РФ) Поскольку подсудимый получил в Великобритании политическое убежище, его судят заочно.
В начале заседания судья сообщил, что Николай Глушков извещался о начале процесса, были проинформированы и его родственники. Однако фигурант повестку проигнорировал и на процесс не пришел. Так как в деле имелись сведения о том, что Глушков был объявлен в международный розыск, прокурор Амирхан Костоев предложил слушать дело без него. Никто не возражал.
ОПГ Бориса Березовского
Как следовало из обвинительного заключения, организатором преступной схемы, в результате которой были похищены почти $123 млн, выступил известный олигарх, в то время секретарь Совета безопасности РФ Борис Березовский. Именно он «наметил объект преступного посягательства» и распределил роли между соучастниками. В созданную им не позднее ноября 1995 года организованную преступную группу (ОПГ) помимо Глушкова вошли заместитель гендиректора «Аэрофлота» по коммерции и рекламе Александр Красненкер и швейцарский финансист Ханс Питер Йенни. Именно Березовский добился назначения Глушкова и Красненкера на высокие посты, сказал прокурор. Они в свою очередь ввели в заблуждение гендиректора «Аэрофлота» Евгения Шапошникова, говоря о «финансовой целесообразности получения крупных займов у группы компаний Forus в иностранной валюте для финансового оздоровления» авиаперевозчика. Шапошников, как считает следствие, «не был осведомлен о преступной деятельности» своих подчиненных. Он был не в курсе, что «навязанные» ему в качестве кредитора и финансовых агентов пять фирм группы Forus, зарегистрированные в Швейцарии, Люксембурге, на Британских Виргинских островах и на Кипре, были подконтрольны Глушкову и Березовскому. Последние числились их совладельцами и получали от деятельности компаний доход.
Деньги, полученные взаймы у компаний группы Forus, «Аэрофлот» гасил за счет роялти — средств, которые платили российской стороне за пролет над нашей территорией иностранные авиаперевозчики: нидерландская авиакомпания KLM, немецкая Lufthansa, итальянская Alitalia , британская British Airways и скандинавская SAS. «Аэрофлот» являлся уполномоченным агентом РФ на право получения роялти. Следствие считает, что нужды в крупных кредитах у «Аэрофлота» в то время не было. Это показала проведенная в 2000 году ревизия Минфина.
«Всего с 1 апреля 1996 года по 9 апреля 1999 года преступная группа противоправно завладела 122 млн 654 тысячами долларов или более 751 млн рублей по курсу того времени без учета инфляции», — сообщил Амирхан Костоев. Прокурор добавил, что соучастники ОПГ распорядились похищенным «по своему усмотрению». Действия Глушкова следствие квалифицировало по ч.4 ст. 159 УК РФ как «мошенничество в особо крупном размере либо совершенное в составе организованной группы».
Оставшиеся в живых
Стоит отметить, что из четверых предполагаемых участников ОПГ в настоящее время в живых остались лишь двое: Глушков и Йенни. Александр Красненкер скончался в январе 2005 года от рака. В марте 2013 года был найден повешенным у себя дома в пригороде Лондона Борис Березовский. Оба, как и Николай Глушков, в свое время фигурировали в первом «деле Аэрофлота» — о хищении 214,9 млн рублей (примерно 40 млн по курсу 1997 года) через созданную в Швейцарии фирму Andava.
Для Красненкера и Глушкова первый процесс завершился в Савеловском суде в 2006 году двумя годами лишения свободы условно, а для Березовского в 2007 году — шестью «реальными» годами лишения заключения. Правда, последнего судили заочно. Глушков, отсидевший по первому делу больше трех лет в СИЗО, предпочел покинуть Россию. В 2010 году он вслед за Березовским получил статус политического беженца.
Назначенный ему судом адвокат Василий Головин во вторник не смог высказать за Глушкова отношение к предъявленному обвинению. Он сообщил, что постановление о привлечении Глушкова в качестве обвиняемого было вынесено лишь в мае 2016 года. «Насколько мне известно, с материалами дела Глушков не знакомился, в качестве обвиняемого не допрашивался. Поэтому на данной стадии выразить какое-либо отношение к предъявленному обвинению не могу», — сказал юрист. Он обещал высказать его по итогам судебного следствия.
«Чужие» подписи
Оно началось с допроса бывшего гендиректора «Аэрофлота» Евгения Шапошникова. 71-летний маршал авиации отвечал на вопросы прокуратуры почти два часа. Свидетель рассказал, что руководил авиакомпанией почти полтора года — с октября 1995-го по март 1997-го. Решение о его назначении на должность было принято администрацией президента совместно с руководством Минтранса.
По словам Шапошникова, Александр Красненкер был назначен на свою должность еще до его прихода. А вот Николай Глушков пришел в компанию, действительно, по его инициативе. Его посоветовал заместитель гендиректора «Аэрофлота» Александр Азеев. «Он сказал, что знает его, за него ручается. Сказал, что Глушков работал с Березовским», — рассказал Шапошников. Он позвонил Березовскому, тот положительно отозвался о Глушкове, но заявил, что тот вряд пойдет на работу в «Аэрофлот». «Он сказал, что Глушков не пойдет к вам работать. Он очень хорошо мною характеризуется, но хочет иметь свое дело», — рассказывал свидетель.
Впрочем, через некоторое время Глушков все же согласился на встречу с главой «Аэрофлота» и попросил ознакомиться с состоянием дел компании еще до его назначения на какую-либо должность. Итогом этого стал «обширный и нелицеприятный для «Аэрофлота» доклад», в котором Глушков предложил меры по выходу из кризиса. После этого Шапошников предложил ему пост первого заместителя гендиректора по финансам и экономике. Шапошников признался, что о компании Forus он ничего не может рассказать. «Я услышал ее название от следователя по особо важным делам Волкова. Я что-то читал или слышал, что это вроде как дочерняя компания «Андавы» (Andava)», — сказал он. При этом Шапошников предположил, что «отношения» «Аэрофлота» с группой компаний Forus могли возникнуть по такой же схеме как и с «Андавой», сотрудничество с которой вылилось в первое уголовное дело. Довольно долго Шапошников рассказывал, что созданная по предложению Глушкова и Красненкера в Швейцарии фирма Andava стала фактически единым валютным казначейским центром «Аэрофлота», куда стекались деньги из 130 зарубежных представительств. Топ-менеджеры авиакомпании мотивировали создание такого центра за рубежом неудобством существующего порядка. «Они говорили, что, если нужно делать крупные покупки для «Аэрофлота», то собственные же деньги нужно просить у государства. Чтобы не выглядеть безденежной структурой перед нашими западным партнерами, с которыми мы будем иметь дела по закупке самолетов и топлива, было решено создать единый валютный казначейский центр», — пояснил Шапошников. Он подтвердил показания, которые ранее давал на следствии. Их зачитал прокурор. В них Шапошников утверждал, что не ставил подписей под кредитными договорами, заключенными с группой компаний Forus, и вообще не имеет «никакого отношения к привлечению «Аэрофлотом» кредитных средств».
Доверчивый директор
«Глушков был генератором идей, и я полностью доверил ему экономику компании, так как сам не являлся специалистом в данной области», — заявил Шапошников. Он вспомнил, как Глушков удивлялся простоте его подписи. «Он как-то мне сказал, что я очень легко расписываюсь, и любой очень легко может подделать мою подпись», — вспоминал свидетель и уверял, что доверил все финансовые вопросы Николаю Глушкову, Александру Красненкеру и тогдашнему главбуху «Аэрофлота» Лидии Крыжевской. «Сам же я в финансовые вопросы не вникал, так как в них было сложно разобраться, не имея экономического образования», — расписался в своей некомпетентности бывший гендиректор «Аэрофлота».
Стоит отметить, что Лидия Крыжевская вместе с Николаем Глушковым и Александром Красненкером проходила по первому делу в качестве обвиняемой. По приговору Савеловского суда в 2006 году она также получила два года лишения свободы условно. Она, как и другой теперь уже бывший гендиректор «Аэрофлота», зять Бориса Ельцина и ныне замглавы Минтранса Евгений Окулов во вторник прибыли в суд для допроса в качестве свидетелей, но процедуру их допроса решили перенести на 8 ноября.
Николай Глушков в интервью Business FM опроверг обвинения в свой адрес и заявил о существовании между Березовским и Шапошниковым некоего соглашения о сотрудничестве на возмездной основе. Впрочем, последний отверг наличие каких-либо договоров с Березовским и заявил, что не поедет на процесс в Англию, который начнется в феврале 2017 года. Там, в Высоком суде «Аэрофлот» просит взыскать с Глушкова и группы компаний Forus почти $123 млн полюс набежавшие проценты. Впрочем, ровно такую же сумму «Аэрофлот» указал и в иске, заявленном в уголовного дела Глушкова в России.