16+
Пятница, 3 января 2025
  • BRENT $ 75.95 / ₽ 7723
  • RTS893.22
24 октября 2016, 02:22 ПолитикаКонфликты

Минский процесс могут оставить на обочине «дорожной карты». Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

После встречи «нормандской четверки» в Берлине уже прошло несколько дней. Теперь предстоит согласовать некую «дорожную карту» украинского урегулирования, ясности по которой пока не прибавилось, хотя работа над ней должна быть закончена к концу ноября

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Митя Алешковский/TASS

Хотя от встречи в Берлине никто и не ждал прорыва, Москва и Киев ее исход трактовали как свой успех. Такая трактовка, противоречащая одна другой, выдает разное понимание того, как Россия и Украина видят то, о чем в Берлине договорились и о чем там совсем даже не договорились.

Первое, что сделала Украина после Берлина, — так это приняла силами Верховной Рады резолюцию, где возложила равную вину на СССР и гитлеровскую Германию в развязывании Второй мировой войны. Зачем? Почему сейчас? Притом отлично зная, сколь болезненно Москва относится к подобным вызовам. Однако при всей необязательности принятия столь по-своему «исторически хамской» резолюции, это многое говорит о готовности, вернее, неготовности Рады идти на какие-либо компромиссы с Москвой.

Выработка «дорожной карты» предполагает именно компромиссы. Но скорее всего, будет по-другому. Воспользовавшись передачей согласования деталей с уровня первых лиц на уровень министров иностранных дел, Киев предпримет все усилия, чтобы размыть в этой самой «дорожной карте» весь Минский процесс, оставив его на обочине. Дьявол кроется в деталях. Вот в этих деталях и спорах о деталях все и рискует быть похороненным. В свое время 12 пунктов Минских соглашений достаточно четко и недвусмысленно прописали как конкретные шаги по пути урегулирования, так и их последовательность. Нужна ли вообще тут какая-то «дорожная карта»? Теперь же, как минимум, последовательность, прописанную в Минске, Киев постарается торпедировать.

Украинская сторона будет — что она, собственно, и раньше пыталась делать — выдвигать на первый план вопросы безопасности, включая отвод «иностранных войск» и передачу под контроль Украины участок границы с Россией, контролируемый ЛНР и ДНР. А вопросы политического урегулирования попытаются задвинуть на второй план, представляя неосуществимыми без решения первого блока проблем. После Берлина у Киева не проявилось никакого желания ни принимать законы о выборах в Донбассе, ни предоставлять ему автономию путем внесения поправок в Конституцию. Напротив, утверждается, что выборы могут пройти только после «отвода войск». И дело подается так, как будто именно об этом в Берлине и договорились. Что не так.

9-й пункт Минских соглашений однозначно предписывает, что контроль над границей должен перейти к украинским властям только после проведения выборов в Донбассе. Выборам должно предшествовать предоставление «временного статуса» автономии, который становится постоянным и закрепляется в Конституции после того, как сами выборы верифицируются ОБСЕ как легитимные. Теперь Киев, видимо, попытается пункт 9 «размыть» пунктом 4 тех же соглашений, где говорится о том, что ситуацию на границе «верифицирует ОБСЕ». Теоретически под флагом передачи границы под контроль некоей «расширенной миссии ОБСЕ» Киев может попробовать добиться передачи под вооруженный контроль ОБСЕ и выборов в Донбассе. Что, в свою очередь, дезавуирует предусмотренное Минском положение о сохранении в автономных «особых районах» собственных вооруженных формирований. Вместо этого могут попытаться протащить вооруженный полицейский контроль силами ОБСЕ всей территории ЛНР и ДНР. Для всего этого, конечно, потребуется, соучастие в размывании Минских соглашений Франции и Германии, лидеры которых уже устали от безрезультативности украинского урегулирования.

Не хочет Киев идти и на амнистию участникам войны в Донбассе. Категорически. Москва же категорически не хочет включать в списки «взаимно амнистируемых лиц» тех граждан Украины, которые сидят в российских тюрьмах по обвинениям в шпионаже или экстремизме, таких как осужденные Олег Сенцов и Александр Кольченко и задержанный несколько недель назад парижский собкор «Укринформа» Роман Сущенко.

Тактика Киева, очевидно, будет состоять в том, чтобы затягивать переговоры, дожидаясь, пока Берлину и Парижу станет не до Украины, поскольку и там и там надвигаются общенациональные выборы. Да и в Вашингтоне вскоре сменится администрация. Если, как ожидается, президентом станет Хиллари Клинтон, то она, надеется Петр Порошенко, ему поможет обхитрить и обыграть Путина. Если, конечно, украинский президент сам себя к тому времени не перехитрит.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию