Главу Библиотеки украинской литературы будут судить за детский журнал и песни
Лента новостей
Суд отказался вернуть на доследование дело Натальи Шариной, обвиняемой в экстремизме и растрате. Однако находящейся под домашним арестом фигурантке разрешили двухчасовые прогулки
Мещанский суд Москвы отказался вернуть в прокуратуру для устранения нарушений, допущенных в ходе предварительного следствия, дело главы Библиотеки украинской литературы Наталье Шариной, обвиняемой в экстремизме и растрате. Таким образом, суд отклонил ходатайство ее адвокатов. Саму фигурантку оставили под домашним арестом, но дали некоторое послабление — ей разрешили гулять по два часа в день.
О невозможности рассмотрения дела по существу адвокаты Натальи Шариной заявили в ходе предварительного слушания по делу. Они утверждали, что обвинения в адрес их подзащитной неконкретны. Само заседание проходило в закрытом режиме.
58-летняя Наталья Шарина прибыла на процесс своим ходом в сопровождении офицера Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН). С 30 октября 2015 года она находится под домашним арестом. Электронный браслет ей надели после обысков в Библиотеке украинской литературы в прошлом году. Поводом стали найденные книги украинского публициста, бойца батальона «Шахтерск» Дмитрия Корчинского. В России в отношении него возбуждено несколько уголовных дел. В марте 2013 года Мещанский суд признал одну из книг Корчинского «Война в толпе», изданную в 1999 году издательством «Амадей» в Киеве, экстремистской литературой. Также следствие забрало на экспертизу еще несколько десятков книг и журналов.
Позже Шарину обвинили также в хищении почти 1,7 млн рублей. По версии следствия, она использовала бюджетные средства, чтобы оплачивать услуги адвокатов, которые защищали ее по первому уголовному делу, возбужденному по результатам обыска в библиотеке в 2010 году. В 2013 году это дело было прекращено «за отсутствием состава преступления». Перед фигуранткой извинились и разъяснили право на реабилитацию. Следствие считает, что Шарина фиктивно наняла на работу двух юрисконсультов, чтобы платить адвокатам. Действия директора библиотеки Главное следственное управление Следственного управления СК по Москве квалифицировало по двум статьям УК РФ: «разжигание национальной розни» (ч.2 ст. 282 УК РФ) и «растрата в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 160 УК РФ).
Настаивая на возвращении дела прокурору, защитники Шариной отмечали, что следователи не конкретизировали действия, которые считают преступными, а также не указали время совершения преступления. «Они говорят, что обвиняемая организовала доступ к экстремистской литературе. А каким образом? Что конкретно она сделала? Например, издала приказ, который обязывает сотрудников библиотеки выдавать посетителям именно эту литературу? Или сама Шарина разместила ее в Интернете на своем персональном сайте или в соцсетях? Но следователи этого ничего не пишут. Мало того, они даже не говорят, когда именно Шарина совершила преступление», — озвучил Business FM доводы защиты Иван Павлов. Он считает, что обвинение в растрате также неправомерно. Он считает, что по этому эпизоду следствие незаконно допросило бывших адвокатов директора. Павлов пояснил: юристы, работавшие в библиотеке, не имели права защищать Шарину, и тогда она наняла адвоката, заключив с ним отдельный договор. Его услуги фигурантка дела оплачивала из собственных средств. «По закону адвокаты не могут допрашиваться по обстоятельствам дел, в которых они участвовали. Поэтому мы попросили суд исключить протоколы их допросов из числа доказательств», — сказал Павлов.
В свою очередь прокурор счел это ходатайство преждевременным. Он просил не возвращать дело в прокуратуру на доследование, в Шарину оставить под домашним арестом еще на полгода — на время судебного процесса.
Защитники просили избрать подсудимой более мягкую меру пресечения, не связанную с лишением свободы. На случай, если суд не пойдет на это, то они просили смягчить Шариной условия домашнего ареста, разрешив ежедневные двухчасовые прогулки, так как даже люди, содержащиеся в СИЗО, имеют право каждый день гулять по часу.
Выслушав доводы сторон, суд не нашел оснований для возврата дела прокурору. Однако он посчитал возможным разрешить Шариной гулять по два часа в день. Ее оставили под домашним арестом до 28 апреля 2017 года. Рассмотрение дела по существу суд назначил на 2 ноября.
Покидая суд, защитники заявили, что настаивают на невиновности Натальи Шариной и будут доказывать это в ходе судебного следствия. «Посмотрим, как прокурор справится с обязанностью разъяснить подсудимой обвинение», — сказал Иван Павлов. Он отметил: его подзащитной вменяется распространение не только книг Корчинского, но также и литературы других авторов, а также газет и журналов. Часть из них уже фигурировала в первом деле Шариной. «Всего в деле речь идет о 25 источниках. Там фигурируют газеты, журналы, например, детский журнал «Барвинок», и даже песни. Как она могла распространять песни? Ответ на этот вопрос мы также пытаемся безуспешно получить. Но мы его не получим, поскольку в противном случае все, в том числе следствие, признают, что дело нужно прекращать», — заключил адвокат.
В конце прошлого года телеведущий и писатель Александр Архангельский на заседании совета при президенте по культуре и искусству попросил Владимира Путина вмешаться в дело Шариной. Президент тогда пообещал выяснить все обстоятельства и заявил, что Библиотека украинской литературы не должна быть утрачена ни в коем случае. Business FM спросила пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, как расценивать продолжение уголовного преследования директора библиотеки. На вопрос, не означает ли начало слушания, что президент не обратил внимания на данную ситуацию Песков ответил: «Нет, абсолютно не означает. Вопрос был затронут в ходе упомянутой беседы, но это не значит, что тут должны прерваться какие-то судебные действия, которые процессуально происходят». «В данном случае мы не имеем возможности и намерения каким-то образом вмешиваться в судебные дела», — добавил Песков.