Сергей Кириенко. Испытание «Росатомом»
Лента новостей
Спорная активность за рубежом и самая открытая госкорпорация. Чем запомнилась работа Сергея Кириенко на посту главы «Росатома»? И что известно о его личных увлечениях и качествах?
Накануне Кириенко официально покинул атомную госкорпорацию и перешел на работу в Кремль. Он стал первым замруководителя администрации, сменив на этом посту куратора внутренней политики Вячеслава Володина. Последний стал спикером Думы.
Сергей Кириенко руководил «Росатомом» почти 11 лет. Он пришел еще в Федеральное агентство по атомной энергии, которое через два года стало государственной корпорацией. На тот момент у политика не было опыта ни в управлении таким гигантом, ни в ядерной отрасли.
По образованию Кириенко инженер-кораблестроитель. Перед его приходом атомное агентство сотрясали скандалы с участием МВД. Самым громким случаем стал арест в Швейцарии бывшего главы Минатома Евгения Адамова, ученого с мировым именем, создателя чернобыльского саркофага. После экстрадиции его осудили за мошенничество, сначала на реальный срок, а потом на условный. Мы связались с Евгением Олеговичем и попросили оценить работу Кириенко в «Росатоме».
Евгений Адамов бывший глава Минатома «Вы задаете вопрос человеку, который считает, что довольно много из того, что сделал Кириенко — либо я начинал, либо мне не удалось, а ему удалось. Конечно, он опирался на огромный задел. Он относится к числу людей, которые: а) умеют слушать, б) принимают нестандартные решения. В первые же три года он настолько хорошо применительно к этой должности разобрался в специфике отрасли, что достаточно безошибочно разбирался в вопросах, в которых иногда ошибки допускают даже профессионалы, многие годы в отрасли находящиеся».
В заслугу Кириенко ставят, что за последние 10 лет на объектах «Росатома» не было сколько-нибудь серьезных инцидентов. Доля атомной электроэнергии выросла на 3%, а ее стоимость снижалась. Чуть ли не главная гордость «Росатома» — строительство АЭС за рубежом — Индия, Иран, Китай, Турция, Белоруссия. Общий портфель иностранных контрактов на 10 лет — больше, чем на 100 миллиардов долларов. Впрочем, есть и альтернативный взгляд. Комментирует российский биолог, советник РАН и председатель фракции «Зеленая Россия» партии «Яблоко» Алексей Яблоков.
Алексей Яблоков российский биолог, советник РАН и председатель фракции «Зеленая Россия» партии «Яблоко» «Росатом» не вполне коммерческая структура, как он иногда хочет себя показать. Потому что государство дает колоссальные кредиты для того, чтобы строить, в общем, ненужные объекты. Эта коллизия связана с тем, что Кремль сделал ставку на сохранение ядерного оружия. Мы строим за свои деньги атомные станции Белоруссии, которые можно не строить, мы почти построили атомную станцию в Калининграде, но пришлось признать правоту зеленых, что ее не надо было строить. Совсем ненормальная атомная коммерция».
Работая в «Росатоме», Сергей Кириенко не баловал общественность публичной активностью. Он, конечно, давал дежурные интервью, рассказывая о производственных успехах. Запомнилось, разве что, общение Кириенко с Алексеем Венедиктовым, речь шла о ядерном сотрудничестве с Ближним Востоком. На вопрос: «Вы — поджигатель войны?» глава «Росатома» спокойно ответил: «Нет, исключено». Наверное, характерный ответ для мастера восточных единоборств. О других личных увлечениях Кириенко особо ничего неизвестно. Правда, в конце 90-х СМИ писали, что он, будучи нижегородским банкиром, посещал сайентологический колледж. Информация пошла от живущего в Новгороде известного ученого Евгения Волкова. И вот что сейчас Business FM Евгений Новомирович рассказал о Сергее Владиленовиче.
Евгений Волков ученый «Мне он тогда сказал, что он якобы сам не посещал, но я знаю от других людей, которые вместе с ним там учились, есть свидетели, которые знают, что он там учился. Я бы сказал, что он недостаточно критичный, и, прежде всего, недостаточно самокритичный. Понимаете, у него есть какие-то свои представления, и если что-то совпадает с ними, то он легко это проглатывает. И потом за это держится и категорически не готов воспринимать критику».
Жалованье Кириенко в «Росатоме» в прошлом году — около 50 миллионов рублей. Правда, еще 56 миллионов — премия сразу за три предыдущих года. И 28 миллионов заработал где-то в другом месте. Для сравнения, доходы его предшественника в Кремле Вячеслава Володина в 2015-м — 87 миллионов. И как писал РБК, большая часть — доходы от депозитов и ценных бумаг. Так что в зарплате Сергей Кириенко потеряет.
Кстати, Сергей Кириенко в отличие от некоторых коллег сообщает данные о доходах еще с 2009 года. А что касается самой корпорации, то недавно Transparency International назвала ее лидером по открытости среди госкомпаний. Коррупционные скандалы при Кириенко, конечно, тоже были. Фигурировали там десятки миллионов рублей. Суммы, по сравнению с историями в других госструктурах — смешные.
Решающую роль в новых назначениях играет умение и готовность человека работать предельно лояльно в уже выстроенной под президента системе, считает политолог Георгий Бовт.