«Очередная беспомощность». Что несет с собой «налог на тунеядство»
Лента новостей
Министерство финансов одобрило так называемый налог на тунеядство. Его предлагают ввести для граждан старше 18 лет (в случае со студентами — старше 23 лет). Считает ли бизнес, что России нужен такой сбор?
Минфин поддержал «налог на тунеядство». Об этом Reuters заявила замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Ранее вице-премьер Ольга Голодец сообщила о работе над законопроектом, по которому неработающие россияне должны будут платить за фактическое пользование социальной инфраструктурой, такой, например, как поликлиники, дороги и спортивно-досуговые услуги.
Социальный платеж предполагается ввести для трудоспособных граждан старше 18 лет (для студентов — старше 23 лет), которые официально не трудоустроены и не стоят на бирже труда. Нужен ли такой налог? Отвечают российские бизнесмены.
Дмитрий Несветов президент группы компаний «Диана» «Довольно трудно всерьез комментировать такого рода инициативы, потому что это довольно сильно отдает прежними и давними временами, когда за тунеядство преследовали по закону, в том числе тех людей, которые в будущем становились лауреатами Нобелевской премии. Это мы всё помним. Во-вторых, странно это комментировать, потому что это находится даже в нынешнем российском законодательном поле вне правовых рамок. Потому что в Конституции РФ гарантированы права определенные для граждан, в том числе на работу. Это является правом, а не обязанностью. Поэтому использовать принудительные механизмы, чтобы человек воспользовался собственным правом, это вне конституционного поля. Логика инициативы понятна — государство очень раздражает то, что существует теневая зона в экономике, в которой формально не работающий человек, не приносящий государству никаких доходов, пользуется социальными благами и механизмами, которые у государства установлены. Все это так, это действительно диспропорция. Но это вопрос администрирования налоговой системы, правоохранительных органов. В том случае, если нарушается налоговое законодательство, нарушается какое-либо другое законодательство, то эти нарушения в соответствии с этим же законодательством нужно приводить в соответствие, не более того. А вводить налог на тунеядство и на нежелающих использовать свое конституционное право — это выглядит несколько комично и, самое главное, ни к какому серьезному результату не приведет. Это способ уйти от более сложного механизма администрирования теневых зон в экономике к простому и, как им кажется, инициаторам, понятному механизму, инструменту взимания налога на тунеядство. При этом не очень понятно, как сам этот налог будет администрироваться. Одним словом, странная и совершенно бессмысленная инициатива».
Вот что говорит по этому поводу основатель компании «Дымов»:
Вадим Дымов основатель ГК «Дымов» «Я считаю, что каждый человек имеет право на отдых, а некоторые, если они хотят, если они никому не мешают, на постоянный отдых. А может быть, ничего не делать — это у меня тоже своего рода такой бизнес. Мое отношение: если ты живешь в государстве и пользуешься его определенными льготами, то ты должен какое-то бремя тоже нести. Я не понимаю, как это — администрироваться, ведь что можно взять с человека, какой налог, если он ничего не зарабатывает? А если с него что и возьмут, то может оказаться, что дороже с него это получить, чем просто оставить его в покое. Для меня этот вопрос не закрыт, я бы интенсивно изучал его. И мне не понятно вообще, сколько тунеядцев в России. Меня больше даже беспокоят те профессии, которые сегодня существуют, но они как-то обходятся законодательно. Например, огромное количество охранников, которое существует в каждом дворе, подъезде, на каждом участке, и не понятно, платят ли они налоги, входят ли они в какие-то профессиональные сообщества. То же самое — вопрос, который поднял президент, связанный с нянями и домработницами. Многие из них получают, в том числе и приличные деньги, и тоже, как выпавшие из жизни, наверное, тоже могли бы платить подоходный и чувствовать себя полноценным членом общества. Хотя, наверное, есть проблема с тем, как администрировать эту группу занятых. Если говорить о тунеядцах, я их не очень люблю — что на работе, что в жизни не очень люблю, но что поделать, разные бывают люди, и я никого не осуждаю».
Ситуацию также прокомментировал предприниматель Макс Ибрагимов.
Макс Ибрагимов владелец мебельной фабрики «Максик» «Все здоровые люди должны зарабатывать на хлеб сами. Но очень многие люди, если они не хотят работать и хотят свою жизнь провести голодными и нищими, этого тоже нельзя запретить, потому что это их воля. Если у государства, чиновников, которые хотят заработать еще на тунеядстве, у них исчерпались идеи, как заработать государству деньги, им надо освободить свое место и отдать тем людям, которые заработают деньги государству другим путем, нормальным — сделать так, чтобы людям было зарабатывать в кайф. А когда они все делают так, чтобы у него охота упала зарабатывать, тогда нечего ходить и говорить, что за тунеядство надо брать налог. Потому что они сами не дали людям заработать своими всякими законами, препятствиями, проверками, каждый хочет урвать у того человека, который работает. Тот человек, который хочет работать, у него же руки опускаются. А когда они видят, что не с кого уже деньги брать, они начинают с тунеядства. Скоро те, кто делал аборт, тоже будут платить налоги. Это там люди такие, которым уже не с чего брать деньги, у них ума не хватает, чтобы сделать так, чтобы больше развивалась страна, больше приносила доходов, чтобы не обращать внимание на тунеядцев и аборты. Очередная беспомощность — не знают, с чего еще собрать деньги».
Согласно опросу ВЦИОМ, 45% россиян считают необходимым введение налога для тунеядцев. Инициативу чаще всего поддерживают люди пенсионного возраста и сторонники КПРФ. Обратного мнения придерживаются молодые люди до 34 лет и респонденты с высоким уровнем достатка.