Пропажа пенсии из ПФР: как нас вводят в заблуждение
Лента новостей
Участились случаи перевода средств пенсионных накоплений в НПФ без согласия клиента, либо путем ввода его в заблуждение, сообщили Business FM в Центробанке. Как защитить свои права?
Согласия не давала, документов не подписывала, а накопительная пенсия неожиданно оказалась в НПФ — своей историей с Business FM поделилась жительница Москвы Анфиса Храмова.
Анфиса Храмова жительница Москвы «Я узнала об этом , когда получила письмо по почте о состоянии индивидуального счета. Была очень удивлена и возмущена. Когда стала выяснять, как это произошло, оказалось, что никаких бумаг я не подписывала, ничего не заполняла, не переводила сама лично никаких средств. Это была утечка личных данных, кто-то воспользовался ими и создал мне очень много проблем. Потому что Пенсионный фонд работает по прописке, а прописана я в Оренбургской области. Чтобы вернуть свои средства, мне пришлось ехать в Оренбургскую область, писать соответствующее заявление в Пенсионный фонд и просить отдать деньги. Прошло около трех лет, состояние счета не изменилось, средства не вернули, и мне просто некогда сейчас заниматься этим, выяснять, что же стало с моим заявлением и с теми средствами, которые ушли из государственного Пенсионного фонда ».
В Банк России регулярно поступают подобные обращения от граждан, и в последнее время они участились. Из обращений граждан следует, что чаще всего их вводят в заблуждение агенты фондов, как правило, это сотрудники страховых или кредитных организаций. Они используют множество хитростей и уловок, чтобы либо заставить клиента незаметно подписать договор, либо выманить его данные. Делают они это ради комиссии. Многие граждане остаются длительное время в неведении, где находится их накопительная пенсия, ведь «письма счастья» из ПФР больше не приходят.
В Центробанке гражданам рекомендуют быть внимательными при подписании тех или иных бумаг. Что делать, если гражданину стало известно о переводе накоплений без его ведома?
Елена Шервуд заместитель руководителя службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, начальник управления «Первое: бывает так, что обнаруживается факт заключения договора в том же году, и, если гражданин обнаружил этот факт, то до 31 декабря ему необходимо обратиться в ПФР с заявлением о замене страховщика. Если же гражданин узнал по прошествии года, которым датирован договор, о том, что его пенсионные накопления переведены в другой НПФ, то в этом случае мы рекомендуем признавать недействительным договор в судебном порядке. Тогда гражданин не потеряет инвестиционный доход. Либо есть третье действие, которое может осуществить гражданин — это ничего не делать, подождать пять лет и после этого осуществить переход по истечении пяти лет с момента заключения договора».
Стоит помнить, что с прошлого года действуют новые правила перевода пенсионных накоплений. Только раз в пять лет можно их перевести без потери инвестиционного дохода. Проверить, где находятся пенсионные накопления и кто ими управляет, можно в личном кабинете на сайте госуслуг, либо в отделении. Чтобы не было неприятных сюрпризов, делать это следует регулярно.
Правительство обсуждает идею создания администратора учета пенсионных прав граждан, пишет «Коммерсантъ». По данным издания, предложение было внесено главой Сбербанка Германом Грефом. Сейчас администрирование пенсионных взносов осуществляет ПФР, по мнению авторов, происходит это неэффективно.