16+
Среда, 15 января 2025
  • BRENT $ 80.05 / ₽ 8280
  • RTS870.87
26 сентября 2016, 11:09 Политика

Что будет с Бастрыкиным? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Из Следственного комитета ушел, как и предсказывали, его многолетний официальный представитель Владимир Маркин. Про главу ведомства Александра Бастрыкина тоже говорили, что он уйдет сразу после выборов

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Владимир Маркин перед уходом успел посмеяться над слухами об отставке Бастрыкина, а после ухода — сняться из списка претендентов на пост главы РФС в пользу Виталия Мутко. Почему он ушел, так и не сказал. В этом, наверное, можно уловить сигнал и о возможной скорой отставке его начальника.

Пока Александр Бастрыкин как-то «подвис». Слухи о его грядущем уходе были отодвинуты на второй план еще более впечатляющими слухами о планах возрождения всемогущего КГБ в виде МГБ, пока — опровергнутыми. Все это, очевидно, является косвенными отголосками невидимых миру интриг и соперничества внутри разросшегося силового сообщества страны.

Говорят, вопрос об отставке Бастрыкина был принципиально решен еще в июле. Тогда по обвинению в получении взятки в особо крупном размере были арестованы глава управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СКР Михаил Максименко, называемый «правой рукой Бастрыкина», его заместитель Александр Ламонов и замглавы Главного следственного управления по Москве Денис Никандров. Причем эти люди еще и оказались связаны с вором в законе Шакро Молодым.

Почему Бастрыкиным не стали «жертвовать» сразу же после столь оглушительного репутационного скандала, ожидая выборов, — загадка, которая может иметь два объяснения. Первое: президент не делает шагов под давлением общественного мнения, тем более в силовых структурах. Второе: в голове демиурга наших политических процессов еще не сложился весь «пазл» перестановок, а также сдержек и противовесов внутри силового сообщества. В этой связи, кстати, планы по созданию всемогущего МГБ выглядят уязвимыми по крайней мере в одной части. Столь мощное ведомство не будет иметь адекватного противовеса внутри самого силового сообщества. Создать такую организацию, значит, вручить ее руководителю фантастический административный ресурс, с которым он сможет бросить вызов кому угодно, в том числе, страшно подумать, и самому президенту. До сих пор Владимир Путин не питал тяги ни к таким «не уравновешенным ничем ведомствам», ни к отдельным чересчур амбициозным политическим фигурам.

Кстати, одной из причин возможного ухода Бастрыкина некоторые называют его программную апрельскую статью в журнале «Коммерсантъ-Власть». Он там высказывается не только по вопросам правоохранительной деятельности, но и вообще по широкому кругу проблем — от «гибридной войны», которую якобы ведет против нас Америка, до регулирования Интернета и религиозной деятельности. Нашлись даже там слова про экономику, которая тоже — часть этой самой «гибридной войны», а основными элементами в данном плане выступают «торговые и финансовые санкции, демпинговые войны на рынке углеводородов, а также валютные войны». «Умело манипулируя огромной долларовой массой, — разоблачал Бастрыкин, — Штаты обрушивают национальные валюты развивающихся стран. Российским организациям были перекрыты каналы внешнего долгосрочного заимствования».

Оно конечно, у нас теперь не то что махровый политический консерватизм не порок, но даже и куда более откровенное мракобесие. Но бастрыкинская статья обратила на себя внимание еще и размахом, широтой охвата. Это уже не уровень главы СКР, а бери выше. Эвона, да у него, оказывается, амбиции, подумали, вчитавшись в текст, тогда многие — и, наверное, не только простые читатели.

Амбиции Бастрыкина долгое время служили мощным «паровозом» в выполнении поставленной ему задачи — сделать из СКР «русский аналог ФБР». Именно поэтому на некоторые «перегибы на местах» в исполнении СКР и его руководителя долгое время закрывали глаза. Однако поставленная задача не должна была привести к тому, чтобы возник русский аналог всемогущего Эдгара Гувера, пытавшегося закулисно влиять на всю американскую политику. Говорят, его, собиравшего досье на всех значимых людей страны, боялись все восемь президентов, при которых он 48 лет руководил ФБР. Нам, как говорится, такой аналог не нужен. Когда Гувер умер, было принято решение, запрещающее одному человеку возглавлять столь мощное ведомство больше десяти лет. Бастрыкин возглавляет СКР уже девять лет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию