Дело о взятках. Все дороги ведут к Вексельбергу
Лента новостей
СК расширил дело коррумпированного чиновника до влиятельных бизнесменов. Следователи задержали гендиректор «Вымпелкома» якобы за взятку экс-руководству Коми. Также задержаны руководители компании «Т Плюс». Все они имеют отношение к Вексельбергу
Гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин стал фигурантом дела о даче взяток бывшему руководству Республики Коми. Об этом объявил Следственный комитет.
История развивалась так: в понедельник утром начались обыски в офисах группы «Ренова» и компании «Т Плюс» Виктора Вексельберга. Следователи задержали руководителей компании «Т Плюс» Бориса Вайнзихера и Евгения Ольховика. Но, кроме того, Владимир Маркин сообщил, что устанавливается местонахождение еще одного фигуранта — Михаила Слободина. Сейчас он — гендиректор «Вымпелкома». Как сообщил ТАСС со ссылкой на источник, топ-менеджер в данный момент находится в Лондоне.
Все трое — Слободин, Ольховик и Вайнзихер — ранее были руководителями «КЭС-Холдинга» — это структура «Реновы», сейчас это компания «Т Плюс». А Ольховик — еще и совладелец «Реновы».
По данным следствия, фигурантов подозревают в даче крупных взяток бывшему руководству республики Коми, то есть команде Вячеслава Гайзера, который был арестован в прошлом году. По данным СК, общая сумма взяток, которые получили руководители Коми, — 800 млн рублей.
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Тут действительно любопытная штука, связанная с тем, что у нас в стране искоренения коррупции и говорят о том, что это безобразие, зло, но в реальности мы понимаем, что у нас коррупция является составляющей очень многих процессов. Не случайно у нас есть такой термин, как бытовая коррупция, и те, кто ругают ту самую коррупцию, очень часто в этой коррупции участвуют, даже иногда уже не замечая. Я имею в виду на уровне здравоохранения, образования и прочих вещей, где многие явления даже уже коррупционные не считаются, а считаются рядовыми и обыденными. И как только начинают с этой коррупцией бороться, возникает тот же вопрос, как модель будет существовать, если не то, что годами, веками устаканенные отношения будут в какой-то другой формат переводиться. Это, действительно, огромный вопрос, как эта система будет функционировать. Тем более, что коррупция, как мы понимаем, — это тоже способ ускорения решения ряда проблем, и многие ругающие коррупцию на каком-то таком масштабе, к которому они вроде бы отношения не имеют, с удовольствием пользуются этими инструментами на своем уровне, даже зачастую этого не замечая. Честно говоря, я все-таки далек от выводов, это, что называется, наши философские размышления. Я далек от такого вывода, что рухнет система взаимоотношений бизнеса и власти из-за истории с Республикой Коми и тянущейся по цепочке с историей сначала с губернатором, теперь с бизнесменами, которые с ними работали. Но, с другой стороны, вы немного озабочены этим, говорите о подрыве устоев, но можно сказать, а разве не этого требовала либеральная общественность, все время говоря о том, что коррупция является частью нынешней политической системы, надо с этим бороться, а власть с этим не борется. Вот она начинает бороться, и все начинаются удивляться, как же дальше будем жить. Может быть, не стоило это делать. Так что тут сами просили, что называется, а теперь удивляемся. Это главный вопрос: чего же здесь все-таки больше, борьбы с коррупцией или же все-таки давления на предпринимателей с целью перераспределения этой собственности? Этот вопрос является основным и остается основным, особенно в контексте активных перестановок, которые прошли в силовых органах. И по тем же губернаторам вопрос остается. Это все в списке, или же можно сейчас любого взять, если возникнет такая необходимость. Был бы человек, а статья, что называется, найдется. Но я думаю, что мы в свое время получим ответ на эти вопросы, просто посмотрев, как поведет себя Вексельберг. Ему известно больше. Если ему послали сигнал, он его поймет. А по его поведению мы уже поймем, понял ли он этот сигнал».
Как сообщил ТАСС со ссылкой на источник, Михаил Слободин в данный момент находится в Лондоне. А «Ведомостям» топ-менеджер заявил, что находится в плановой командировке во Франции. Вскоре он вернется в Россию и ответит на все вопросы следователей, сказал Слободин.
Георгий Бовт политолог, журналист «В конце июня, кажется, Маркин, представитель Следственного комитета, говорил, что дело Гайзера близится к концу, и он говорил, что там все активно все рассказывают, и чуть ли не скоро уже его можно передавать в суд. Видите, кто-то что-то, наверно, рассказал, и решили расширить бредень немножко, закинуть сеть пошире, и закинули. Следствие работает по своей логике, как только появляются новые фигуранты, то следствие, если оно не имеет политических сильнх ограничений сверху, оно этих фигурантов подключает к этому делу обычно, поэтому по этой логике оно и работает. В какой-то степени Следственный комитет своими действиями открывает «ящик Пандоры». Более того, если взять только энергетическую область, сферу промышленности и подойти с теми же мерками ко всем регионам и энергетическим компаниям, то можно вообще пересажать всех. Я себе не очень представляю модель работы той или иной энергетической компании в том или ином регионе, чтобы у нее не было какой-то смычки с местными чиновниками, и в результате этой смычки какой-нибудь из местных чиновников не получил какую-нибудь прямую или косвенную прибыль. Поскольку энергетические компании после реформы известной энергетики функционируют по одной и той же модели, которая характеризуется монополизацией, бюрократизацией и высоким уровнем коррупции, в частности, на подключение и так далее, то трудно себе представить модель, при которой чиновники местные отстоят настолько, чтобы ими не заинтересовалось следствие, будь оно беспристрастно и в равной степени заинтересовано всеми виноватыми. Поскольку тут уже всех арестовали, а кое-кого, видимо, объявят в розыск, поскольку он в Лондоне находится, то тут заднего хода не будет. Следствие в таких случаях заднего хода не дает. Поэтому это галочка в пользу Следственного комитета в неформальной гонке силовых структур за приз, кто больше кого посадит. Теперь можно ждать хода от какого-нибудь ФСБ, например, или еще от кого-нибудь, что-то Национальная гвардия как-то пока никого не привлекла, у нее тоже есть же право оперативных действий, поэтому надо ей как-то подтянуться, чтобы тоже получить какой-нибудь приз».
Две недели назад Владимир Путин пригрозил энергохолдингу «Т Плюс» Виктора Вексельберга знакомством с правоохранительными органами. Это стало ответом на жалобы губернатора Республики Коми Сергея Гапликова на неудовлетворительное состояние ТЭЦ в Воркуте. Тот сообщил, что на воркутинской ТЭЦ в последнее время возросло число аварий, но собственники, «вместо того, чтобы начать работать», решили ее продать. Станция принадлежит компании «Т Плюс», мажоритарным акционером которой является «Ренова» Виктора Вексельберга.
Официальный представитель «Реновы» Андрей Шторх заявил «Интерфаксу», что «Компания настроена на конструктивное взаимодействие с правоохранительными органами», добавив, что «Ренова» и «Т Плюс» работают в обычном режиме. Как пояснил Шторх, «следственные действия, касаются не столько текущей деятельности энергокомпании в регионе, сколько периода, когда республику возглавляла команда бывшего губернатора Вячеслава Гайзера».