Что это было? Взгляд на ГКЧП 25 лет спустя
Лента новостей
Взгляд телевизионщиков на ГКЧП. «Первый канал» и «Россия» попытались ответить на два вопроса: что это было, и к чему все пришло?
Что это было, и к чему все пришло? Два вопроса о ГКЧП, на которые попытались ответить гостелеканалы в итоговых выпусках новостей.
О главном историческом событии августа госканалы рассказали в конце воскресных итоговых выпусков. Около 20 минут на «Первом канале» и столько же на «России». В воскресном «Времени» прозвучал главный вопрос: к чему все пришло? В больших «Вестях»: что это было? В авторских материалах ни намека на историческую аксиому, зрителям предлагают мнение, внешне взвешенное на основе фактов и рассказов тех, кто четверть века своими руками писал эту историю. Внутри — четкие акценты, и самый важный из них — участники ГКЧП не были злодеями или преступниками. Автор «Первого канала» ни разу не назовет их путчистами. Автор «Вестей» словами бывшего госсоветника РСФСР Сергея Станкевича объяснит путч «бунтом обреченных». То, что участники ГКЧП не были заговорщиками и не устраивали попытку госпереворота, во «Времени» расскажет и бывший начальник аналитического управления КГБ Николай Леонов:
Защитники Белого дома не были главными героями в сюжетах «Вестей» и «Времени». О них вскользь, эпизодом с матерью погибшего Дмитрия Комаря. Сын был предельно далек от политики, скажет она. И на улицу вышел, услышав призыв братьев-афганцев. Борис Ельцин — тоже не герой этих материалов. О нем коротко: залез на танк, зачитал указ. В роли главного антигероя — Горбачев. В материале «Вестей» он — человек, который решил отсидеться, пока в Москве решалась судьба страны, во «Времени» — автор идеи Госкомитета для реагирования в чрезвычайных ситуациях. Среди таких же антигероев все руководители бывших советских республик, которые пошли на развал Союза, чтобы оставить свои имя в истории. А кто же тогда герои? Получается, что те самые участники ГКЧП. Трагические герои, если внимательно вслушаться в финал материала на телеканале «Россия»:
18 августа — канун ГКЧП. Только отдан приказ о вводе танков в Москву. В Крым к Горбачеву улетает группа переговорщиков. Путчисты правят документы и объявляют о себе руководителям союзных республик. Это переломный момент, когда история — откажись заговорщики от своего плана — действительно могла пойти другим путем.