16+
Четверг, 26 декабря 2024
  • BRENT $ 73.77 / ₽ 7348
  • RTS864.25
12 августа 2016, 12:25 Технологии

Анонимности в российском Интернете пришел конец?

Лента новостей

Новые поправки, по словам экспертов, и так содержатся в «пакете Яровой». При этом не исключено, что от подобной инициативы могут выиграть сотовые операторы, которые теряют деньги из-за мессенджеров

Фото: TASS/UIG

В российском Интернете хотят запретить анонимность и проверять все сообщения. Об этом «Ведомости» сообщают со ссылкой на копию законопроекта, подготовленного Медиа-коммуникационным союзом (МКС), объединяющим крупнейших операторов России.

Поправки МКС предусматривают, что любой «организатор распространения информации в сети Интернет, предоставляющий возможность обмена электронными сообщениями», обязан идентифицировать пользователей на основе сведений, содержащихся в базах данных операторов связи, предварительно заключив с ними договоры. Помимо этого, в законопроекте содержится обязательство блокировать электронные сообщения, в которых содержится информация, противоречащая требованиям российского законодательства, что по логике подразумевает их проверку. В противном случае операторы вправе ограничить доступ к сервису по решению Роскомнадзора.


В «Яндексе» считают, что предложения МКС по сути отменяют право граждан на анонимность в Интернете. Об этом рассказал Business FM представитель пресс-службы компании Владимир Исаев.

Владимир Исаев представитель пресс-службы компании «Яндекс» «Предложенные поправки мы увидели только вчера в четверг, и ознакомиться с ними детально пока еще не успели, но на первый взгляд поправки отменяют право граждан на анонимность в Интернете. Пользователи не смогут оставлять сообщения в Сети без предварительной идентификации, а это напрямую нарушает их конституционные права. При этом формулировки законопроекта настолько расплывчаты, что позволяют применить его не только к обмену сообщениями между пользователями, но и к любому размещению ими контента в сети. Ну, например, комментариев или сообщений на форумах. При этом законопроект устанавливает ограничения для сервисов в способах их взаимодействия с пользователем и навязывает сервисам универсальные правила идентификации. Это может привести к уходу с российского рынка игроков, к снижению конкуренции и к общей деградации интернет-отрасли в итоге».

Представитель Mail.Ru Group заявил «Ведомостям», что предложение МКС избыточно, поскольку все необходимое для контроля и так содержится в «законе Яровой». Представители Минкомсвязи никак не прокомментировали идею МКС, указав, что проект к ним не поступал. Сами мессенджеры пока не прокомментировали законопроект.

Документ не только избыточен, но и невозможен к исполнению по целому ряду причин, полагает исполнительный директор и сооснователь GetShopTV Шариф Кармо.

Шариф Кармо исполнительный директор и сооснователь GetShopTV «Это нереально сделать. Почему? Момент номер один. В мессенджерах можно внедрить так называемую регистрацию, которую они просят, но я сомневаюсь, что западные компании, которые основными провайдерами мессенджеров являются, будут это делать. Это WhatsApp, Viber. Дальше надо понимать, какой трафик идет внутри этих мессенджеров, и тут та же проблема, что с «законом Яровой». Потому что большинство мессенджеров сейчас изначально шифруют трафик, причем шифруют трафик не на уровне серверов, а шифруют трафик на уровне устройств. То есть сам провайдер мессенджера не может прочитать переписку, потому что обмен секретными ключами происходит между одним и вторым телефоном. И это технически абсолютно нереализуемо, невозможно и не будет возможно никогда, учитывая текущие алгоритмы шифрования, которые в этом случае используются. Максимум, что получится обработать — это 5-10% трафика, который идет через мессенджеры, которые на данный момент еще не защищены современными системами шифрования. И понятно, что люди, у которых есть злые умыслы, они просто не будут пользоваться этими мессенджерами, у которых есть открытое шифрование».

Причиной такой инициативы может оказаться бедственное положение самих операторов связи. Тренд на переход к мессенджерам и голосовой интернет-связи и так лишает мобильные операторы значительной части доходов, а требования «пакета Яровой» о хранении всего трафика могут кратно увеличить их затраты, комментирует директор инвестиционной компании 101 StartUp Михаил Гуревич.

Михаил ГуревичМихаил Гуревич директор инвестиционной компании 101 StartUp, венчурный инвестор, медиаэксперт «Яровая ограничивает сотовых операторов, а сотовые операторы пытаются каким-то образом найти ответные меры, которые позволят им сохранить хоть какие-то доходы. Понятное дело, что интернет-мессенджинг и вообще мессенджеры, которые стали так популярны, лишают операторов достаточно существенных доходов от SMS, и телефонные разговоры все чаще пользователи начинают осуществлять через мессенджеры, соответственно, оплачивая сотовому оператору исключительно трафик, который, конечно, дешевле, чем поминутная тарификация, которая распространяется на обычные телефонные звонки. И вот в ситуации, когда операторы вынуждены защищаться и оплачивать измышления народных депутатов, которые были приняты в рамках антитеррористического пакета Яровой, то им приходится стараться как-то ограничить себя от падения доходов, которое происходит в постоянном режиме. И в данном случае, видимо, это одна и та же кривая логика, которая у нас исходит сначала из Государственной Думы, а потом распространяется и на отрасль».

По данным «Ведомостей», в подготовке законопроекта участвует «Ростелеком», осенью его должны представить правительству. В самом Медиа-коммуникационном союзе информацию о подготовке подобных поправок Business FM комментировать отказались. Согласно информации на сайте организации, союз учрежден ведущими медиакомпаниями. Это в том числе «Ростелеком», «Национальная Медиа Группа», «МТС», «ВымпелКом», «МегаФон» и «Газпром-Медиа Холдинг».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию