Около нуля. Прощай, рецессия — здравствуй, стагнация?
Лента новостей
Россия выходит из самого долгого за последние десятилетия периода рецессии. Об этом свидетельствуют данные Росстата. И об этом же пишет Bloomberg, обращая внимание на оживление экономики. Такого же мнения придерживаются в правительстве и Центробанке. Впрочем, рецессия может перейти в затяжную стагнацию. Есть ли у чиновников и экспертов повод для оптимизма?
Случилось то, чего так давно ждали в Минэкономразвития. Россия выбирается из рецессии. Если использовать иную терминологию — отталкивается от дна. Как пишет Bloomberg, после нескольких фальстартов, Россия постепенно выходит из самого долгого за последние 20 лет периода падения.
Журналисты сделали выводы из растущих спроса на электроэнергию и объема железнодорожных и контейнерных перевозок. Заодно заметили, что улучшение пробуждает аппетит инвесторов к российским активам. Параллельно появились новые данные Росстата. Во втором квартале спад всего 0,6%. В первом квартале было больше процента. В общем, до свидания, рецессия. И здравствуй, стагнация. Комментарий Главного экономиста ПФ капитал Евгения Надоршина.
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Никаких перспектив динамичного роста не просматривается, у нас продолжает падать внутренний спрос, как со стороны домохозяйств, так и со стороны федерального бюджета. Поэтому, в лучшем случае, мы можем, наверное, рассчитывать на стагнацию. Это, конечно, лучше, чем рецессия, но вряд ли принесет кому-то какую-то радость. И она может быть очень продолжительной. Худшие примеры у нас, пожалуйста, перед глазами — Япония. Она может длиться десятилетиями».
Еще один признак оживления экономики — растет прибыль банков. В первом полугодии кредитные организации заработали почти 460 миллиардов рублей. И это в 13,5 раз больше, чем за тот же период 2015-го. При этом Банк России ранее прогнозировал, что прибыль сектора по итогам года составит полтриллиона рублей. Получается, цель почти достигнута досрочно.
Но первое полугодие прошлого года — самое тяжелое время нынешнего кризиса. В январе 2015-го ставка ЦБ была 17%, кредитование стояло. Так что сейчас банки просто вернулись к предкризисному состоянию. Продолжает начальник аналитического отдела ИФК «Солид» Олег Шагов.
Олег Шагов начальник аналитического отдела ИФК «Солид» «Скачок прибыльности российского банковского сектора в годовом выражении вызван, прежде всего, эффектом низкой базы, поскольку в сопоставимом периоде прошлого года у российских банков прибыли практически не было. Ну, и тут стоит отметить, что значительный рост прибыли, прежде всего, отмечается у крупнейших российских банков, таких как «Сбербанк», при том, что общее число как прибыльных кредитных организаций так и общее число российских кредитных организаций продолжает сокращаться».
На днях министр экономики Алексей Улюкаев заявил, что в третьем квартале в российской экономике будет «около нуля». «Может быть, чуть-чуть минус, а может быть чуть-чуть плюс», — осторожно прогнозировал чиновник. Bloomberg тоже не слишком конкретен: «Пульс российской экономики начинает биться быстрее». Деловое издание, вообще, выпустило довольно лиричную статью. В конце материала журналисты задаются вопросом: «Достаточно ли ветра для парусов российской экономики?». И лишь ЦБ в недавнем обзоре прямо пишет, что экономику ждет медленный рост. Но ему может помешать падение нефтяных цен. Вот тут все понятно. Плавали, знаем.