Эрдоган и его «дорогой друг». Почему «союз обманутых Западом» тревожит мир
Лента новостей
Переговоры российского и турецкого президентов стали едва ли не главной международной новостью дня. Почему за их встречей внимательно следили в Европе и США?
Кризисная страница перевернута: Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган готовы вывести отношения на прежний уровень и даже выше. После встречи лидеров в Санкт-Петербурге Москва и Анкара договорились о сотрудничестве по «Турецкому потоку», возобновлению чартерного сообщения и снятии ограничительных мер с турецкого бизнеса.
Корреспондент CNN Мэтью Чанс в Константиновском дворце посчитал, сколько раз Эрдоган назовет Путина «дорогим другом». После обвинений союзников по НАТО и ЕС в предательстве это обращение вызывает на Западе тревогу. О «дорогом друге» пишут и европейские, и американские СМИ. Переговоры в Санкт-Петербурге — первая новость в Германии. Идут рассуждения о том, что стоит за поворотом Анкары к Москве и чем обернется для всех новая дружба между Эрдоганом и Путиным. Европейский взгляд на встречу в России описывает немецкий политолог Александр Рар:
Александр Рар журналист, политолог «На Западе побаиваются того, что Турция начнет играть какую-то свою, самостоятельную игру вместе с Россией, находясь еще в НАТО. Есть также опасения внутри Европейского союза о том, что Турция и Россия откроют свой, скажем так, «мягкий фронт» сопротивления диктату ценностей, либеральных ценностей, который Европейский союз проводит против России и Турции со своей стороны».
Эрдоган прилетел в Россию, чтобы договориться о строительстве АЭС «Аккую», снятии эмбарго на овощи и ограничений на работу турецких компаний, чартерах и «Турецком потоке». Но это не главное. Турецкий президент демонстративно показывает: у него теперь есть «дорогой друг», что на родине уже позволяет министру по делам ЕС поставить ультиматум Европе. Если турки не получат безвизовый режим, то выйдут из соглашения по урегулированию миграционной проблемы.
Отношения с Вашингтоном турецкие дипломаты называют худшими за последние 50 лет, и на этом фоне дружба с Россией выглядит весьма привлекательно. О том, совершит ли Турция резкий геополитический разворот, рассуждает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников:
Владимир Сотников ведущий научный сотрудник института востоковедения РАН «Выбор России — это такой тактический вариант. Эрдогана прежде всего интересует скорее даже не политическое партнерство, на мой взгляд, а торгово-экономические и бизнес-аспекты. По большому счету, Эрдоган все-таки попытается наладить в ближайшем будущем, помимо отношений с Россией, сотрудничество, очень нужное Турции при Эрдогане, и с западными державами, и с США».
Отношения между Путиным и Эрдоганом называют «союзом обманутых Западом». Это не самая прочная основа для крепкой дружбы надолго, но сейчас Москва и Анкара сближаются в пику США и ЕС. Это выгодно обоим лидерам.
В Госдепе на переговоры в Санкт-Петербурге отреагировали с показным равнодушием: там не считают, что от визита Эрдогана в Москву могут пострадать отношения США и Турции. Как заявил представитель Госдепартамента, это игра «с нулевой суммой». С другой стороны, если бы переговоры в Санкт-Петербурге для Запада были действительно так незначительны, как о них говорят, их просто бы не заметили, а по факту это была главная тема дня.